Peter Hammill - Singularity (Fie! Records 9131, 2006)

Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru.


Peter Hammill - Singularity

Питер Хэммилл работал над своим новым альбомом Singularity, начиная с января 2006 года. Предыдущий 2005 год был полностью отдан на работу с возрожденным Генератором, времени и сил на сольное творчество просто не оставалось... Возможно, именно из-за Генераторной деятельности Хэммилл не стал привлекать никого для записи своего нового сольника, исполнив все партии самостоятельно. Замечу, что в этом смысле альбом уникален - на ВСЕХ (!) предыдущих альбомах Питер приглашал своих коллег по музыкальной деятельности обогатить звучание, что им весьма неплохо удавалось.

Предыдущий альбом Хэммилла Incoherence представлял из себя единое музыкальное произведение, посвященное такой нестабильной и ненадежной конструкции как язык, на котором мы общаемся. Incoherence был экспериментальной работой, поэтому ожидать, что новый альбом будет похож на него, не приходилось. Скорее, ожидалось нечто похожее на Clutch или What's now. Но лишь в какой-то мере этим ожиданиям суждено было сбыться...

О названии нового альбома - Singularity - Питер Хэммилл объявил в середине октября. В названии Singularity гармонично сплетено указание на оригинальность/необычность музыки (уж этим-то нас всегда радует/поражает Хэммилл) с отсылкой к математическому понятию сингулярности (наиболее известным физическим примером проявления сингулярности являются черные дыры). Плюс в названии намекается, что Хэммилл все сделал на этом альбоме сам, в одиночестве.

В конце октября от своего коллеги я получил скан обложки альбома Singularity - жесткая черно-белая фотография, на которой мы видим состарившееся лицо Питера Хэммилла, с глубокими морщинами, но очень живыми грустными глазами. Сразу же стало понятно, что никаких "игрушек" в стиле Incoherence и "монументов" вроде Present Генератора не будет. Следовало настроиться на самый серьезный лад.

Конечно же, мне хотелось получить диск, официальная дата релиза которого была намечена на 4 декабря, как можно скорее. И 22 ноября Питер Хэммилл на своем сайте Sofa Sound объявил о начале приема заказов на Singularity. Естественно, я тут же перечислил свои 12 с половиной английских фунтов за диск.

В 9 часов утра 1 декабря едва слышное "бумс" из почтового ящика моего лабораторного офиса возвестило мне о том, что письмо из Англии прибыло.

Обложка-буклет: белые буквы на траурном черном фоне, по которому размытым серым цветом идет зеркальное отражение рукописного текста. Лишь желтые названия песен (в буклете и на самом диске) и темно-фиолетовая надпись Peter Hammill Singularity (на буклете) выделаются из общей черно-белой палитры. С обложки пристально смотрит Питер Хэммилл. Что ж, приступим...

1. Our Eyes Give it Shape сразу же слегка шокирует. Неужели неудачные опыты в области перкуссии альбомов Sitting Targets и In the Foreign Town Питера Хэммилла так ничему и не научили? Зачем же использовать эти плоские монотонные ударные из синтезатора? Вообще, после первого-второго прослушивания песни складывается ощущение, что песня неудачно смикширована и плохо аранжирована - "рыхлый" грубоватый звук, уже упомянутые скучные ударные (лучше было бы вообще без них) и примитивные синтезаторные трели скрипки (ну почему тут нет Стюарта Гордона?). Но! Но! Только чуть позже до меня дошло, что уж слишком это нарочито. Шероховатость, резкость и видимая простота - намеренны и вполне сознательны. Такое ощущение, что Питер Хэммилл с самого начала альбома говорит: "Хотите гладкости и накатанных мною же самим клише из прошлых альбомов? Не дождетесь! Все будет шероховато и резко. Смотри обложку диска." Подчеркнуто некачественный звук песни напоминил мне некоторые записи панк-рокеров времен garage bands, когда намерено плохая игра на инструментах противопоставлялась гладкости популярной музыки.

...Ну а за проведение параллелей между Чеширский котом и котом Шредингера в этой провокационной песне, я, будучи по основному занятию ядерным физиком, вообще несказанно благодарен Хэммиллу! Очень меткая и красивая ассоциация! ("С вероятностью 50 процентов - является ли кот Шредингера еще и Чеширский котом.")

2. Event Horizon - "Распластавшись на спине, я (в)падаю в сингулярное состояние разума..." Песни посвящена уходу за Горизонт событий (понятие из физики черных дыр), за которым автор уже никак не будет доступен для обитателей этого мира. Красивая гитарная песня с распевками и снтезаторно-электрогитарными вставками. Относительно спокойная песня по сравнению с общим фоном. (Хотя речь в ней и идет о смерти...)

3. Famous Last Words Так ли нужны перед смертью какие-то красивые "последние слова"? - задается вопросом автор песни. Резкая, мрачная песня с подчеркнуто искаженной электрогитарой. Сложная, запутанная мелодия, за перескоками вокальной партии непросто следить. В конце вновь появляются плоские ударные, которые, однако, в рамках данной песни звучат вполне органично и, к счастью, теряются в переплетении распевок и электрогитары. Один из сильнейших треков альбома.

4. Naked to the Flame Песня про актрису, летящую на пламя свечи. Песня любопытная в первую очередь благодаря тому, что Хэммилл в ней, кажется, впервые занимается художественным свистом. Ну-ну.

5. Meanwhile My Mother - Светлая, но очень грустная песня. Наши родители стареют, болеют и умирают... "В некоторые из путешествий мы должны отправляться в одиночестве"... Судя по тексту, мать Хэммилла перед своей смертью была больна Альцгеймером... Последняя сказанная (не спетая) строчка "Time to go" мягко, но решительно обрывает песню.

6. Vainglorious Boy - жесткая пульсирующая песня.

7. Of Wire, of Wood - небольшая инструментальная передышка с фортепиано перед продолжением альбома.

8. Friday Afternoon Грустная фортепианная баллада про "такую глупость и бессмыслицу" жизни. Напиться в пятницу днем после стандартной рабочей недели и сбить кого-нибудь на своем Мерседесе. Порой английская реальность в чем-то напоминает нашу...

9. White Dot Заканчивается альбом очень мрачной и беспросветной песней про Белую точку. Искаженный, растерзанный голос Хэммилла накладывается на жесткую гитару и гипнотические звуки струн, дополняемые потусторонними распевками. Пожалуй, самый сильный трек всего альбома.


В целом альбом оставляет после себя очень тяжелое гнетущее чувство. Практически весь он сыгран с надрывом, который где-то почти не заметен за внешним спокойствием, но местами прорывается со всей очевидностью. Альбом очень мрачный, но, в то же время, и очень сильный. Мои наивысшие рекомендации всем тем, кому интересен Хэммилл 90-х и 2000-х годов.

Отмечу в конце, что данная рецензия написана всего через два дня после получения диска, после 7-8 его прослушиваний и, тем самым, отражает лишь текущее мое ощущение от него. Как показывает опыт, многие скрытые музыкальные идеи Хэммилла зачастую открывались мне через многие недели и месяцы после первого прослушивания.


P.S. Обратите внимание на текст песен и их перевод на русский язык.

Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru.


Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024