Другой "Другой Мир"

Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com

Питер Хэммилл приучил нас ожидать от очередной своей работы чего-то нового, того что сделает ее интересной, оригинальной, отстоящей как минимум на один шаг от предыдущей. Вышедший 3-го февраля этого года альбом "Otherworld" [Хотя обложка альбома предлагает раздельное написание названия (Other World), музыканты являются сторонниками слитного варианта] - результат сотрудничества с выдающимся гитарным мастером Гари Лукасом - не явился исключением. Следуя традиции, захотелось предложить посетителям сайта впечатления от этого нового альбома, и сделать это также было бы неплохо в каком-то новом ключе, который сначала предстояло найти. Выход, к счастью, был найден довольно оригинальным образом, который, тем не менее, был связан с опытом нервных переживаний, повторять который, я надеюсь, мне не придется.

По не совсем понятным причинам с декабря прошлого года многие стали испытывать задержки с доставкой товаров почтой, и поэтому свое знакомство с этим альбомом мне пришлось начать не как обычно с прослушивания компакт-диска, а с изучения винилового его варианта. Исходя из личного опыта ознакомления с последней работой Van der Graaf Generator (ALT, 2012), я знал, что компакт-версия скорее всего явится полным доминантом в сфере представления работы по сравнению с винил-версией, и поэтому было решено воспользоваться создавшейся ситуацией и начать слушать виниловый вариант, а с компактом ознакомиться уже после получения посылок.

Одним из стимулирующих факторов выбора такой практики явилось также активное обсуждение альбома на различного рода интернет-форумах, в котором подавляющее большинство говорило именно о компакт-версии. Но как и в случае с ALT-ом, число и порядок треков на компакте и на виниле разные, и мне захотелось окунуться в "другой" [Other - "другой" (англ.)] Otherworld и привыкнуть к нему настолько, чтобы потом компакт-вариант выступал бы в роли альтернативного варианта, а не наоборот.

По существу, любая работа Хэммилла требует определенной доли усердия и времени, направленных на восприятие предложенного материала. Желание объять как можно больше и как можно быстрее зачастую не дает должных результатов, вследствие чего у широкого слушателя может сложиться (и нередко складывается) неверная оценка всего творчества Питера. Однако этот альбом оказался довольно доступным. Уже на втором прослушивании ловишь себя на том, что песни легко запоминаются, каждая из них обладает своей уникальностью и оригинальностью, а альбом в целом, несомненно, не имеет аналогов среди работ Хэммилла, да и Лукас констатирует это в отношении своего каталога. Гитарные картины, рисуемые Питером и Гари в песнях, создают настроение, они листаются подобно страницам Книги, рассказывающим истории о человеческих отношениях, о судьбе, о выборе, о современной жизни. Инструментальные композиции же создают определенную атмосферу переходов, смены настроения, и рисуемые ими картины предстают в не менее ярких тонах.

В результате постоянного прослушивания альбома в течение двух недель я стал видеть его как законченную, целостную работу, с характерными для винила длительностью немногим более 40 минут и двумя сторонами, с полностью оправданными вступлением и заключением.

Тем временем подоспели бандероли с физическими носителями, и мне предстояло вскрыть компакт-диск. Проделав это, я вдруг почувствовал, что сейчас будет происходить то, с чем я ранее не сталкивался: знакомиться с незнакомым альбомом знакомой мне музыки. Я вновь столкнулся с дисциплиной под названием "ознакомление с новой работой Питера Хэммилла", ведь непривычное распределение композиций создавало определенный дискомфорт. Бесспорно, этот фактор оказал значительное влияние на создание нового взгляда на знакомый материал, однако и разница всего лишь в два инструментала и две песни также оказалось ощутимой. После нескольких проигрываний компакт-дискового варианта у меня начало появляться новое ощущение: теперь в руках у меня была не Книга, а Полотно, на котором знакомые ситуации выстраивались в совершенно ином порядке, создавая новое восприятие того же самого мира с теми же социальными, бытовыми и другими проблемами. Расширенный инструментальный материал сделал работу более атмосферной и наделил ее глубиной, способствующей более полному погружению в мысли, в подсознание, в ощущения.

Вспоминая недавнее интервью с Питером и Гари, признаешь обоснованность риска, на который пошел Гари, предложив Питеру поработать в таком ключе, и в очередной раз дивишься способности Питера всегда создавать что-то новое. К удивлению многих, альбом получил также определенный коммерческий успех и признание критиков, и после состоявшегося 21 февраля концерта в лондонском Union Chapel, во время которого был сыгран весь материал альбома (плюс по одной песне от каждого музыканта), стали появляться новые даты совместного выступления Питера и Гари, и на сегодняшний день уже намечено по одному концерту в Португалии и в Мексике.

Как и было сказано в ранее упомянутом интервью, вполне вероятно появление новых совместных дат в концертных графиках обоих музыкантов. Мы же всегда будем иметь возможность погрузиться в любой из вариантов "Другого мира", зная, что для нас всегда открыты двери в другой.


Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com



Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024