Необходимое предупреждение. Нижеследующий текст представляет собой предельно субъективные размышления автора, не претендующего ни на какую объективность. Возможно, он будет интересен для людей, испытывающих подобные же чувства сопричастности к Неизведанному.
Великое видится на расстоянии - гласит расхожая истина. Лишь изредка можно выделить какое-либо жизненное явление как ключевое, когда оно еще только происходит, случается. Для меня именно этим редчайшим исключением стали события прошедшего 2005 года, ознаменованного возрождением Генератора - Великой Четверки - и моим присутствием на трех концертах группы. На всех трех концертах меня не покидало ярчайшее ощущение Чуда, нереальности и невероятности происходящего. Я четко осознавал исключительность, важность видимого и слышимого. Пиковая для меня точка - московский концерт - стала переломным моментом событий, связанных с гораздо более широкой сферой, чем область музыкальных вкусов и предпочтений (основопологательность которой я, тем не менее, ни в коей мере не склонен принижать).
Очень сложно писать об этом, меня до сих пор чересчур переполняют эмоции, чтобы попытаться зафиксировать глубоко личные переживания. Тем не менее...
Итак, я видел выступления группы Van der Graaf Generator трижды - в итальянском Милане 11-го июля, в Санкт-Петербурге 25-го и в Москве 26-го октября.
Миланский концерт стал вторым концертом Генератора после возрождения. Для меня он стал вводным, вступительным. Не сразу удалось мне найти четкий контакт с происходящим в зале миланской Консерватории. Нужно было время, чтобы поверить в увиденное. Однако, я уже рассказывал об этом в своем Впечатлении о концерте, написанном практически сразу же после события. Мощные переживания от концерта более чем на месяц вогнали меня в состояние, которое язык не поворачивается назвать тривиальной депрессией. Тем не менее, меня просто преследовало ощущение опасного приобщения к Запредельному, к сфере, слабо связанной с реальностью, выводящего меня за границы обыденной текучести жизни в очень острые, неуюто-болезненные переживания.
После всего пережитого после Милана питерский концерт с самой его первой ноты стал глотком чистейшего воздуха, четким прояснением после поглотившей меня на какое-то время тьмы. У меня нет слов, чтобы выразить музыкантам благодарность за то, что я увидел их вновь и смог благодаря этому достигнуть ясности внутри самого себя. Слишком уж сильные круги разошлись по воде после Милана, слишком резкие чувства я испытал. И в Питере все стало на свои места - я понял, к какому важнейшему в свое жизни явлению я прикоснулся, понял, что такое Генератор как он есть, которым я люблю вот уже более десяти лет.
Потому московский концерт для меня стал наиболее осознанным, сопереживаемым выступлением Генератора. Я чувствовал полное единение с тем, что происходило.
Теперь все же попробую отметить отдельные моменты при сравнении всех трех концертов.
Несомненным бриллиантом миланского концерта была последняя песня Wondering - сыгранная очень уставшими музыкантами, она была, тем не менее, самым настоящим гимном стойкости и неуклонной решимости следовать своему пути, своему направлению. Отмечу также очень красивое исполнение Refugees. Наконец, Sleepwalkers была просто восхитительна: удивительный вокал Хэммилла и залихватские соло Джексона остались незабываемыми. К числу минусов отнесу небольшую несогласованность действий музыкантов, вследствие которой аудитория не услышала запланированную изначально Nutter Alert. Также слегка расстроила неудачная попытка проникновения за кулисы, пресеченная гастрольным менеджером (см. уже отмеченные Впечатления).
Питерский концерт порадовал восхитительным, проникновеннейшим исполнением песни Darkness (11/11), полностью развеявшим тьму. И, наконец-то!, я услышал замечательную Nutter Alert! Еще запомнился Питер Хэммилл, устроивший целое театральное представление на Sleepwalkers - под одобрительный рев зала он с непередаваемым обаянием демонстрировал всем своим телом, как передвигаются и танцуют лунатики. Пять с плюсом!
Московский концерт - для меня, без сомнения, стал лучшим из увиденных. Дело тут и в букете личных переживаний, и в особенно теплой атмосфере, которая возникла в Театре Эстрады. Музыканты явно были в ударе, выкладывались по максимуму. Выделю очень душевное исполнение Every Bloody Emperor с красивым вокалом Хэммилла и мягко-чувственной флейтой Джексона. Still Life... Тут мне сложно что-либо сказать, слишком сильные эмоции. Тишайший проникновенный шепот Хэммилла, величественный орган Бэнтона, крепкая основа барабанов Эванса, мощные саксы Джексона... Далее, по контрасту, развеселое исполнение в общем-то грустно-трагической песни Nutter Alert, всколыхнувшее весь зал. А на Sleepwalkers в этот раз царствовал Джексон - его саксовские пассажи были невозможными, просто фантастичными! Ну а финальный Killer - мощная точка, гордо закончившая гастроли Генератора в России.
После московского концерта. Общение с Питером Хэммиллом - ведь, надо же, он узнал меня! Помнит про мой сайт, помнит, как меня зовут. Смертельно уставший после концерта, минуту жал мне руку..... Стоит ли об этом? Пожалуй, нет.
Джексон, также вышедший после концерта к наиболее терпеливым из фэнов. Замечательный музыкант, умудрившийся шутить направо и налево после такого тяжелого концерта.
Да... Московский концерт стал для меня самым важным из трех увиденных концертов. Однако без Милана и Питера он бы не стал таким. Огромное спасибо музыкантам за то, что благодаря им я прикоснулся к Невозможному.
Что же дальше? Не думаю, что мы сможем увидеть этот состав группы еще раз... Питер Хэммилл в конце декабря 2005 года развеял надежды на это. Тем не менее, будем ждать концертов любимых музыкантов хотя бы по отдельности!
Ну а посетителям моего сайта, дочитавшим до этого места, - Спасибо, что слушаете ТАКУЮ музыку. Надеюсь, сайт дает вам полезную информацию, не лишнюю для более глубинного понимания творчества Питера Хэммилла и группы Van der Graaf Generator. Именно для этого-то я и делаю сайт.
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru.