Впечатление от концерта группы Van der Graaf Generator 25 октября 2005 года, состоявшегося в Санкт-Петербурге, Россия (Сергей Плотников)


Van der Graaf Generator autographs, St.Petersburg, Russia, 25.10.2005

Позавчера, 25 отября, был на концерте этой группы в Питерском Мюзик-Холле. Ну что сказать? Сказать, что было здорово - ничего не сказать. Даже не знаю, с чего начать. Группа сложная, музыка - нестандартная. Стиль? Скорее, психоделический арт-рок-прогрессив. Начало творчества - с конца 60-х годов. Еще на заре моего становления в области меломанства, я эту группу вынес в отдельные списки. Нестандартность, мощь, напор, не похожая ни на что и ни на кого манера игры. Все это выделяло их. Они завораживали чем-то грандиозным, величественным, странным. Своего рода Дали в музыке. Гении.

И вот концерт в Питере.

Небольшое лирическое отступление. Полгода назад я слушаю эту группу. Моя старшая дочь - папа, а что за странная музыка? Это Ван дер Граф. Хм, интересно. Я забыл - а она запомнила. И стала просить поставить ей.

И когда я сказал, что приезжает ВдГГ, она - я с тобой! Я ДОЛЖНА их увидеть и услышать! Я - это сложная, непростая группа, там ты не выдержишь! НЕТ! Я ДОЛЖНА ЭТО УСЛЫШАТЬ!

И вот мы вдвоем идем на концерт. Приходим - недоуменные взгляды. Участливые лица со смешками за спиной - а не перепутали с утренником? Пошел в ж...!

Единственный ребенок на концерте. Одиннадцать лет.

Первая композиция на 20 минут. Вы слышали Рахманинова? Он ведь тоже классик. И Вивальди классик. Но в отличие от Вивальди у Рахманинова - резкие перепады звука, жесткость игры, адская какофония, переходящая в лирику. Так же и ВдГГ. Два клавишных спорят друг с другом, изощряясь в надрыве и дополняя друг друга. Саксофон... нет, это отдельный разговор. Он превзошел всех и вся. Он играл на трех саксофонах. По отдельности на каждом. На двух одновременно. Всплеск эмоций, нарастает напряжение, мешанина хаоса и арта, которая подчинена единой воле, вмиг разом обрывается, уступая нежной лирике и мелодии. Саксофонист - весь напряженный, жилы вздуты, лицо потное. Надрыв музыки, души. Это - шедевр. Это не они к нам приехали. Это мы пришли в мастерскую безумных творцов. Мы видим рождение картин, скульптур. Живых. Старых. Новых. Наверное, так творил безумный Дали в своей студии, не видя ничего вокруг. Забыв об окружающих. А всего-то - старички. Под 60.

Мой ребенок: уткнувшись носом в переднюю спинку, не отводит восхищеных глаз от сцены. Асенька, тебе... э-э-э... нравится? Папа, отстань, потом поговорим! Она жадно ловит все, она ЕЕ СЛЫШИТ! Эту музыку! И понимает! Она высидела все два часа. Она слушала ту музыку, которую и взрослый не поймет. Она гордо выходила из зала под удивленные взгляды. Какое-то участливое лицо: Неужели тебе понравилось? Резкий ответ: - Это моя самая любимая группа! Папа, чего глупые вопросы задавать?

Потом, идем по городу к метро:

- Папа, на какой концерт мы еще пойдем?

Гм, подумать надо... давай-ка дома для начала послушаем ну хотя бы King Crimson. Или Emerson, Lake & Palmer. Или Jethro Tull. Я думаю, ты поймешь. Теперь я с тобой буду на равных.

Сегодня звонок на мобильный:

- Папа, я до сих пор не могу забыть. Я в восторге.

Сергей Плотников   




Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024