Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com

Шесть лет назад на этом сайте появилось мое первое эссе "Город дождя", в котором я попытался воссоздать события десятилетней давности и предоставить имеющиеся на тот день под рукой материалы о концертах Peter Hammill Quartet (pHQ) в Сибири, опираясь исключительно на информацию, любезно предоставленную очевидцами. С тех пор я практически не получал никаких дополнительных сведений и материалов о тех днях, и события, описанные в нем, продолжали оставаться в некоторой степени скрытыми некоей вуалью (по крайней мере для меня лично).

Однако вечером 5 ноября 2011 года, когда я решил проверить свой почтовый ящик, история получила продолжение. Я получил письмо от человека, имеющего непосредственного отношение к российской части турне pHQ 1995 года, в котором было предложение обогатить старую версию эссе. Предложение было подкреплено интереснейшими, на мой взгляд, документами, а также информацией, благодаря которой спала вуаль таинственности (по крайней мере для меня лично), к чему я, подсознательно, и стремился. Эффект подарка ко дню рождения (Хэммилла) был потрясающим! Настолько потрясающим, что у меня возникла идея создать специальную страницу, посвященную сибирскому турне Хэммилла. Однако, оценив комбинацию своих сил/возможностей, проинтегрированных по свободному времени, я остановился на предоставлении новой статьи, которая называется просто


Серьезное Турне

"Восток был рассветом, оживающим в свете солнца..."
Питер Хэммилл, "Refugees"

Точная дата начала хронологии событий, связанных с первыми концертами Питера Хэммилла в России, мне неизвестна. Однако первое официальное упоминание возможности такого предприятия встречается уже в сентябрьском Вестнике [1] Sofa Sound 1989 года (см. Архив Вестников). К сожалению, оно имело неутешительный контекст.

...Я был полностью обессилен к концу тура, и, к моему сожалению, был вынужден отказаться от двух концертов в Москве, которые я сам с нетерпением ожидал. Надеюсь, что еще предоставится такая возможность...

Такая возможность представлялась не раз. 30-й выпуск журнала Pilgrims [2], вышедшего весной 1995 года, упоминает об изначальном плане совершения российского турне в декабре 1994, которое затем было отсрочено на январь 1995. Осуществить же все эти планы оказалось реальным только в мае 1995.


"Хэммилл - а кто это?", "Академгородок - а где это?"

Новосибирскому Академгородку посвящена страничка на Википедии. Она небольшая, однако информации, представленной на ней, достаточно для того чтобы привлечь внимание несведущей личности к этой точке на Земном шаре. Будучи заселенным "советской" интеллигенцией, традиционно потребляющей интересную музыку, этот городок по достоинству стал в один ряд с Лондоном, Парижем, Хельсинки и Дрезденом в рассматриваемом контексте. Предваряя события, Хэммилл писал в мартовском Вестнике 1995 года:

...один мини-тур уже забронирован, однако пройдет он за орбитой вращения 99% получателей этого вестника: в мае мы наконец-то дадим три концерта в Сибири и по одному в Москве и Санкт-Петербурге. На мой взгляд, турне это будет довольно-таки выдающимся.

Действительно, подавляющее большинство регулярных посетителей концертов Хэммилла, вероятно, не смогли бы дать даже примерный ответ на вопрос "Где это находится?". В вышеуказанном выпуске Pilgrims был проведен ликбез с предоставлением "географической карты" территории бывшего Советского Союза с соседями.

Питер Хэммилл же в такой карте уже не нуждался.


История

В 1985 году группа первокурсников-физиков (некоторые из которых через десять лет будут участвовать в организации концертов pHQ), услышав "генераторов" от аспирантов-физиков, заболела этой музыкой. Время шло, идеи развивались, невозможное начало становится возможным. В 1991 в Университете была проведена первая некоммунистическая Интернеделя [3], в которой впервые приняли участие британские музыканты (The Shamen и Mecca). Идея приглашать интересных музыкантов была материализована, и теперь дальнейшие перспективы стали принимать конкретные очертания. Составлялись списки желанных гостей, в которые вошел также и Питер Хэммилл.

В 1992 в Лондоне продюсер фестиваля Сергей Сафонов, Константин Обильный, ставший в 1995 году продюсером тура pHQ, и Ник Хоббс (Nicholas Hobbs, о нем далее) посетили офис British Council, где встретились с Джулией Роуз (Julia Rose). Помимо выражения благодарности за финансирование поездок музыкантов в Россию на Интернедели 1991 и 1992 годов, было предложено финансировать проекты визитов Питера Хэммилла, Марк Элмонда (Marc Almond), Майка Олдфилда (Mike Oldfield), Роберта Планта (Robert Plant) и др. В процессе выяснилось, что надо было прояснить Джулии "кто такой Питер Хэммилл" (других она знала), и Ник принял в этом активное участие.

Средства на организацию концертов Хэммилла, включающие гонорары музыкантам, оплату международных авиабилетов (до Москвы), возможность обеспечения накладных расходов, были-таки получены. Имея такую экономическую основу, Хэммиллу было предложено посещение (в любом компактном составе) Сибири и участие в студенческом музыкальном фестивале "Интернеделя" Новосибирского государственного университета, а также несколько концертов в городах России

Ник Хоббс - британский певец, автор текстов и актер авангардных театров, продюсер концертов и менеджер нескольких прогрессивных групп и музыкантов, среди которых Генри Коу (Henry Cow), Pere Ubu, Laibach и др., создатель британской продюсерской компании Charmenco, крупный специалист по рок-культуре и контркультуре восточной европы и ее достижениям в мире музыки. Сам, будучи участником музыкальных проектов, во всех совмещал функции менеджера коллектива с вокальным исполнением своих текстов. Ник считал, что Хэммилла изрядно забыли и не был уверен, что этот тур станет интересным для российской тусовки меломанов. Тем не менее, он не изменил своей, проверенной практикой стратегии, применяемой ко всем завозимым им британцам, и предложил всем потенциально-возможным организаторам локальных концертов в регионе, воспользоваться такой возможностью и сделать туры по городам России. Всем местным промоутерам из городов России, кто в те годы умел делать "живые" андерграунд-концерты, очевидность таких удач долго пояснять необходимости не было.

13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Саундчек pHQ. На фото слева направо (или скорее снизу вверх): Данила Ершов (Новосибирск) - прокатчик звука, Ник Хоббс (Великобритания) - менеджер тура pHQ 1995, Андрей Цуранов (Новосибирск) - прокатчик света, Константин Чувашов (Москва) - светоинженер тура pHQ 1995.


Таким образом, благодаря настойчивой последовательной работе оргкомитета ИНТЕРНЕДЕЛИ, британской продюсерской компании CHARMENCO и финансовой поддержке организации British Council, Питер Хэммилл и был приглашен на Интернеделю в Новосибирск. Евгений Колбашев воспользовался этой возможностью и сделал концерт pHQ в Барнауле, Всеволод Гаккель взялся за организацию концерта в Санкт-Петербурге, FEE LEE же организовали московский концерт в ДК им. Горбунова.

В общем виде, расписание российских концертов Квартета Питера Хэммилла получилось таким:

    12 мая 1995, Барнаул, Театр Драмы
    13 мая 1995, Новосибирск, Дворец Культуры "Юность"
    14 мая 1995, Новосибирск, Университет, "Маевка"
    16 мая 1995, Санкт-Петербург, Балтийский Дом
    18 мая 1995, Москва, ДК Горбунова

Попробуем пройтись по этим датам и подвести итоги.


Пятница, 12 мая 1995, Барнаул, Театр Драмы.

Хронологически первое выступление концерта Питера Хэммилла на территории России. Выступление "на разогрев" магаданской группы "Миссия-Антициклон" было отменено, поэтому на сцене в тот вечер играл только pHQ. Были сыграны следующие песни:

    Easy to Slip Away
    The Siren Song
    The Unconscious Life
    Autumn
    Comfortable
    Shingle Song
    Sign
    Primo on the Parapet
    Planet Coventry
    A Way Out
    A Headlong Stretch
    Your Tall Ship

    + на бис
    Traintime
    Ophelia

Афиша концерта Питера Хэммилла в Барнауле.


Весь концерт (за исключением Ophelia) был заснят Компанией АТН. Транслировался неоднократно. В настоящее время существует вполне приличная оцифровка этой трансляции.


Суббота, 13 мая 1995, Новосибирск, Дворец Культуры "Юность".

Ят-Ха из тывинского Кызыла открывали концертную программу (в их составе играли Альберт Кувезин (гитара) и Вреж Мелоян (виолончель) из группы Биосинтез - оба на фото внизу), закрывал же коллектив Ай-Тал (Айтал) из Якутска. pHQ были вторыми. Точный трек-лист отсутствует, но мне известно, что он был очень похож на предыдущий. Судя по фотографии, этот концерт также фиксировался на видео.

13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Ят-Ха. Альберт Кувезин.


13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Ят-Ха. Вреж Мелоян.


13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Peter Hammill Quartet. Питер Хэммилл.


13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Peter Hammill Quartet. Питер Хэммилл; на фоне видны операторы с телекамерами; слева - Альберт Поморцев, человек в свое время "заразивший" музыкой "генераторов", будущих организаторов первого российского турне Питера Хэммилла.


13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Стюарт Гордон и Питер Хэммилл.


13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Peter Hammill Quartet. Стюарт Гордон и Менни Элайес.


Воскресенье, 14 мая 1995, Новосибирск, Университет, "Маевка".

Внутренний двор Новосибирского Государственного Университета на время Интернедели превращался в концертную площадку для проведения воскресного гала-концерта. Уже в вечерних сумерках, pHQ представили укороченный гитарный сет. Было исполнено пять или шесть композиций, в числе которых - Sign.


14 мая 1995, Новосибирск, Внутренний дворик НГУ. Peter Hammill Quartet. На Маевке.


На мой взгляд, эта фотография как нельзя лучше характеризует то "То", о чем я пытаюсь рассказать в своем очерке. Тут и группа, и зрители, и черная куртка, и готовые к перемене погодных условий видеокамеры (кстати!), и тот самый обоюдоострый энтузиазм, отсекающий все сомнения и (как минимум лично для меня) снимающий ту самую вуаль таинственности.

Особо отмечу отношение Хэммилла к исполнению на Маевке. Зная, что это будет сборный открытый концерт для студентов, он еще до вылета из Британии дал свое согласие на бесплатное выступление.


Вторник, 16 мая 1995, Санкт-Петербург, Балтийский Дом

К сожалению, на сегодняшний день у меня из всех материалов о выступлениях pHQ в России в 1995 году наименьшую часть составляют документы о концертах в Северной Столице. Ими являются фрагменты из книги Всеволода Гаккеля "Аквариум как способ ухода за теннисным кортом", которые можно прочитать на сайте Русской Страницы pH/VdGG здесь (опубликованы с любезного разрешения Всеволода). Как уже было отмечено, Всеволод организовал питерскую программу турне (отмечу, что и дальнейшие питерские концерты pH соло и даже VdGG освещались, скорее всего, локально).


Четверг, 18 мая 1995, Москва, ДК Горбунова

Тут все просто.

    Easy to Slip Away
    The Siren Song
    The Unconscious Life
    Autumn
    Comfortable
    Shingle Song
    Sign
    Primo on the Parapet
    Planet Coventry
    Ophelia
    A Way Out
    A Headlong Stretch

    + на бис
    Your Tall Ship
Концерт был отмечен средствами массовой информации как событие в музыкальной жизни Москвы.


Сибирь и Россия

Именно на такие две составляющие разделил Хэммилл в своем Вестнике пребывание в России в 1995 году. Наверное, есть между ними определенная разница, такая неявная, но ощутимая. Рассмотрим, например, информационный аспект. Для мировой общественности именно московский концерт вобрал в себя понятия "Питер Хэммилл", "Россия" и "1995" по одной очень простой причине. Как и в Барнауле, был отснят весь концерт, и материал был профессионально смонтирован и подготовлен для выпуска на видеоносителе. И хотя этот проект так и не получил реализации, "Программа А" Сергея Антипова на центральном телевидении (канал РТР) примерно через месяц показала укороченную версию концерта в Горбушке. К песням были добавлены фрагменты интервью. 58-минутная трансляция была записана на видеоносители, и лет десять была единственным доступным видеоматериалом. О сибирской же части тура в эфире не было сказано ни слова. Артемий Троицкий провел пресс-конференцию, во время которой представил группу, а также участвовал в ответах на вопросы корреспондентов, и пригласил Питера на съемки в программе "Кафе "Обломов"", транслировавшейся по НТВ, которые состоялись до московского концерта, наверное, числа 17-го.

Сказалось также и отсутствие в Сибири западных корреспондентов. В 1991 году визит The Shamen на Интернеделю был описан британским журналистом из The Face. В 1992 об участии Nitzer Ebb в Интернеделе миру поведали журналы "Q" и "Melody Maker". А в 1995 году, к сожалению, британских журналистов в Сибири не было. Из местных компетентных изданий можно упомянуть рок-газету "НСК" Алексея Беликова, много радиостанций и печатных изданий оказало информационную поддержку в Барнауле, однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы концерты pHQ были представлены мировой общественности на должном уровне.

Наверное, из этих нитей и была сплетена та вуаль таинственности (по крайней мере для меня лично).

...We were at peace, and we cheered. [4]

Вернемся в Сибирь, где, отыграв концерты, музыканты уходили со сцены не только с чувством выполненных обязательств, но и с теплым ощущением Момента. Именно это Питер и имеет в виду, говоря о смысле живых выступлений: концерт существует в определенном месте в определенный момент времени для определенной аудитории, все это сливается воедино и передается каждому участнику этого События. Лично испытав это чувство, я уверен, что отсутствие аудио- фото- видео- материалов никак не может убавить значимости тех дней для тех, кто хотел этого.

Вот что говорит продюсер тура pHQ 1995 года Константин Обильный:

Весь этот проект "привезти Хэммилла" от идеи до воплощения стал для меня одним из первых ярких "DREAM COME TRUE", а успех вдохновил на новые свершения. Питер в общении оказался столь же ярок, сколь скромен. Общение с ним с момента встречи в аэропорту "Толмачево" под первыми лучами утреннего майского солнца и до проводов с объятиями на борту чартерного самолета в этом же порту - одни из самых запоминающихся моментов жизни...

Пообщавшись с людьми, Хэммилл был сильно впечатлен разницей в развитии музыкальной индустрии Европы и Сибири и тронут искренностью и страстью сибирских меломанов. Его до глубины души растрогали пластинки группы Van Der Graaf Generator, которые поклонники извлекали для получения автографа из герметичных полиэтиленовых конвертов (в которые они их ранее закатывали для сохранности), поясняя всю степень ценности обладания таким сокровищем в условиях Советского режима 80-90-х. Существует много фотографий новосибирских меломанов с Питером в его гримерной, во время установки звука, в фойе, и даже в кабинете директора ДК ЮНОСТЬ А.С.Логутенко. Некоторые из них (вместе с парой-другой автографов) представляются здесь вашему вниманию.

13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Питер в гримерной (за спиной справа - Евгений Каргаполов, легендарный сибирский рок-гитарист).


13 мая 1995, Новосибирск. Автограф гласит: "Peter Hammill in Akademgorodok".


13 мая 1995, Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ. Peter Hammill Quartet. Вышеприведенная фотография, завизированная Хэммиллом.


Афиша фестиваля INTERARTS, форума ИНТЕРНЕДЕЛЯ-1995 с точным указанием участников фестиваля.


13 мая 1995. Новосибирск, ДК ЮНОСТЬ, Саундчек PH. Слева-направо: Данила Ершов (Новосибирск) - прокатчик звука, Альберт Поморцев (Новосибирск) - фрилансер-звукорежиссер, др. Джудит Хэрд (Dr.Judith Herd) (Токио) - профессор, культуролог, президент UNIC-Japan, организации культурного обмена. Напротив: Лариса Мышко (Асанова) (Новосибирск) - тележурналист, программа Пилот, Новосибирское телевидение.


14 мая 1995, Новосибирск, Внутренний дворик НГУ. Группа 9-й Район (Красноярск) на сцене открытого концерта "Маевка", где позднее (примерно через час) выступил pHQ.


Фрагмент афиши концерта Питера Хэммилла в Барнауле с афтографами всех музыкантов pHQ, любезно подписанный для Дмитрия Савенкова 12 мая 1995.


12 мая 1995, Барнаул, Театр Драмы. В кругу слушателей. Polaroid дает шанс сфотографироваться и получить на этой же фотографии автограф, как говорится, "не отходя от кассы". На фото слева-направо: Евгения Половникова, Питер Хэммилл, Дмитрий Савенков.


Еще один из числа многих артефактов: Signed Hearts, т.е. конечно же это Pawn Hearts, на развороте которого Хэммилл и Джексон поставили свои автографы.


Вне времени и пространства

Ближе к концу года, в ноябрьском выпуске своего Вестника, Хэммилл вспоминал:

Сибирь и Россия подарили мне необычный жизненный опыт. Как по экономическим, так и по практическим причинам мы путешествовали малой командой, и, определенно, это было Событием для таких Взрослых Гастролеров. Даже с тем минимальным оборудованием, которое мы взяли с собой в тур, организация, например, перемещения по столичному аэропорту была выполнена по жестким стандартам, сродни альпинистским.

В Сибири мы особенно чувствовали себя вне времени и пространства, и нам потребовалось несколько недель (а не дней) на то, чтобы как-то собрать воедино все те впечатления, которые остались после этого турне. По правде говоря, я все еще вижу кучу картинок вместо последовательной истории: Стюарт, рассказывающий работникам таможни всю историю своей скрипки для разрешения ее ввоза в страну (или же, что важнее, для получения разрешения на ее последующий вывоз!); главный вокальный микрофон, бьющий током во время второго концерта; самая низкая в моей жизни температура воздуха во время выступления под открытым небом, когда все инструменты замерзают и постоянно расстраиваются; самолеты, поезда и вагоны, пропитанные запахом солярки; серебрянные березовые рощи и пивные дальнобойщиков. Усталость. Водка (и все это может быть взаимосвязанным!). В некоторых случаях, то, что мы вообще сыграли, было победой энтузиазма и приверженности своему делу, но отдача, идущая от аудитории, и абсолютный энтузиазм и доброта людей, с которыми мы встречались, несомненно заслуживали этого.

Это было Серьезное Турне, и, надеюсь, не последнее. Если такая возможность представится в дальнейшем, я буду лучше подготовлен - на этот раз мне потребовалось две-три недели на полное восстановление. Кстати, много чего было заснято... может как-нибудь эти съемки да и появятся.

Как показывает время, такого рода материалы зачастую появляются не так уж и сразу. Ждать приходится многие годы, но когда мы находим их то понимаем, что ждать этого момента стоит!


P.S.

Если у вас, дорогие наши читатели, найдутся еще какие-либо материалы по российским выступлениям Питера Хэммилла, присылайте их. Основываясь на них можно воссоздать картины из прошлого. И хоть мы и смотрим в будущее - знать прошлое все же тоже интересно. И нужно. Согласны?



Примечания

[1] Так я перевел слово Newsletter.
назад

[2] Фэнзин Peter Hammill & VDGG Magazine. 40 номеров были выпущены с весны 1988 по весну 1999 с переменной частотой. В ноябре 2004 года вышел еще один выпуск, 41-й. После первого концерта воссоединенного Van Der Graaf Generator в 2005 году у редактора Фреда Томсетта были планы на продолжение этой серии, однако на сегодяшний день статус очередного выпуска остается неопределенным.
назад

[3] Студенческий фестиваль. Рекомендую посетить эту страницу для получения интересной информации об именах, событиях, и др.
назад

[4] Строчка заимствована из песни Питера Хэммилла Refugees: "...мы были в мире, и мы радовались." (пер. С.Петрушанко)
назад


Благодарности

Выражаю особую благодарность за добрую волю и оказанную помощь Александру Горячеву, Юрию Королеву, Сергею Манучаряну, Ирине Мирзуитовой, Константину Обильному, Сергею Петрушанко, Евгении Половниковой и Дмитрию Савенкову.

Отдельная благодарность Френсису Тамариту за вдохновение и убеждение меня в том, что "это возможно"!

Все фотоматериалы любезно предоставлены Константином Обильным, Евгенией Половниковой и Дмитрием Савенковым.


Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com



Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2017