Альбом-компиляция "Eyewitness, A Tribute to Van der Graaf Generator" (Mellow Records 279, 02/1996)

Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru.


Eyewitness, A Tribute to Van der Graaf Generator

Двойной альбом "Eyewitness, A Tribute to Van der Graaf Generator" попал в мои руки года два назад. Из-за общего скепсиса к подобного рода трибьютной деятельности в то время я не удосужился прослушать эту запись. Мой отрицательный опыт изучения "Schizoid Dimension: A Tribute To King Crimson" отправил "Eyewitness" пылиться в дальний угол. Однако недавно в процессе наведения порядка на полках я наткнулся на диски и решил захватить их с собой в дальную командировку.

Первое же прослушивание компиляции нанесло серьезнейший удар по моему пренебрежительному отношению к трибьютам! Наряду с плоскими попытками приблизиться к Великим на "Eyewitness" присутствовал целый ряд любопытнейших творческих экспериментов на тему творчества Генератора, сделанных со вкусом и весьма приятных на слух. Симпатию вызывали не глупое стремление повторить (зачем? лучше послушать оригинал), а желание творчески переработать избранную композицию. И некоторым из исполнителей это неплохо удалось! (Отметим, что одна из самых популярных композиций самой группы Van der Graaf Generator - Theme One - является кавер-версией на композицию George Martin, сам Питер Хэммилл часто поет песни Chris Judge Smith, а однажды даже спел песню Jour Apres Jour для трибьюта французского певца Michel Polnareff. Да и не стоит забывать участие Хэммилла в знаменитом концерте группы The Stranglers!)

Лейбл Mellow Record - достаточно известная итальянская фирма, выпускающая музыку исключительно в стиле прогрессивного рока. Для четкой характеристики фирмы достаточно отметить, что именно этой фирме Питер Хэммилл позволил издавать и распространять на территории Италии свой замечательный диск "Roaring Forties" 1994 года. Также на Mellow Record вышли трибьюты на Genesis, Camel, Gentle Giant, ELP, Moody Blues и др.

На "Eyewitness" играют средне- и мало-известные группы, качество композиций сильно различается, поэтому рассмотрим каждый трек отдельно.

Диск 1

1. Landberk - Afterwards
(отрывок) 460 kB, 29 сек.

Начинается диск с очень сильной версии Afterwards - красивая аранжировка, завораживающая гитарная партия, эмоциональный сильный вокал. Одна из первых песен Генератора раскрывается во всей своей красоте. Достойное начало для альбома.

2. TNR - Last Frame
(отрывок) 492 kB, 31 сек.

Песня начинается с мягкой гитарно-скрипичной импровизации, к которой постепенно подсоединяется флейта с синтезаторами и тихий грубоватый вокал. Однако после слов "still it never lie" жесткие гитарные рифы превращают песню в проникновенную металлическую балладу. Нестандартно, жестко, интересно.

3. Gizmo - House With No Door
(отрывок) 496 kB, 31 сек.

Мощный напор этой песни захватывает не менее чем оригинал. Отмечу прежде всего характерный вокал, который смог передать все Хэммилловские метания оригинала, оставаясь при этом самим собой. Женские подпевки также приятно обогащают звучание. Саксофонист заслуживает самой высокой оценки - его игра вовсе не напоминает Джексона, но самоценна сама по себе.

4. Deus Ex Machina - After The Flood
(отрывок) 492 kB, 31 сек.

Неожиданная версия песни - резкий вокал, поддерживаемый неутомимым саксофоном, периодически срывающимся на джаз-роковые импровизации. Необычное звучание - но мне скорее понравилось. Любопытный эксперимент на тему Эйнштейна - запоминающаяся "карнавальная" композиция с бешеной энергией - достойная интерпретация Генератора.

5. Finisterre - Refugees
(отрывок) 524 kB, 33 сек.

Вслед за анархией и резкостью предыдущей композиции известные итальянские прог-рокеры из группы Finisterre предложили нашему вниманию другую крайность - виолончели, скрипки, флейты да классические гитары во главе с женским оперным вокалом приготовили экзотические блюдо Refugees под соусом классики. В последнем куплете в аккомпанемент встраиваются мягкие ударные, электрогитара и синтезатор, что, тем не менее, звучит органично и ненадуманно.

6. Irrgarten - Still Life
(отрывок) 476 kB, 30 сек.

Первый по-настоящему слабый трек на альбоме. Попытка по нотам сыграть Still Life без достаточного мастерства и вокально-инструментальных возможностей. Полная несыгранность инструментов. Ужасный вокал, который какой-то недоучка попытался исказить на тему песни. Кошмарное недоразумение.

7. French T.V. - Pioneers Over C
(отрывок) 476 kB, 30 сек.

Эта кавер-версия мне не понравилась, хотя, в отличие от предыдущей песни, музыкантов нельзя упрекнуть в непрофессионализме. Достойный вокал, честно пытающийся вытянуть все перепады песни, неплохая аранжировка. Но мне почему-то было скучно все это слушать. Хотя найдется немало людей, которые со мной в корне не согласятся... О вкусах не спорят...

8. Zauber - Theme One
(отрывок) 468 kB, 30 сек.

Любопытная попытка - сделать кавер-версию на кавер-версию. В качестве основы была взята Генераторная аранжировка, немного дополненная совершенно фантастичной (пространственной) флейтой. Удачная версия. Немного не хватает Джексоновсого сакса, но уже упомянутая флейта придает композиции неожиданную невесомо-расслабленную воздушность.

9. Germinale - Meurglys III, The Songwriter's Guild
(отрывок) 432 kB, 27 сек.

Укороченная версия (восемь с половиной минут) Меурглиса Третьего оставила после себя двойственные чувства. Качественно сделанный профессиональный кавер, передающий дух оригинала. Но... Но где же эти замечательные импровизации во второй части?! Жаль. Тем не менее, версия получилась интересная, музыканты неплохо выкрутились, завершив песню массированным музыкальным наступлением, сглаживающим отсутствующие импровизации.

10. C.A.P. - Faint-heart And The Sermon
(отрывок) 448 kB, 28 сек.

Две завершающий первый диск композиции (а также треки 5, 9, 10 второго диска) - сольные песни Питера Хэммилла, обработанные музыкантами (обратите внимание на забавную особенность - альбом официально называется Трибьютом к Генератору, Питер Хэммилл никак не упомянут!). C.A.P. выбрали очень непростую в музыкальном смысле композицию Хэммилла. И, судя по результату, им вполне удалось справиться. Симпатичная версия, близкая к оригиналу.

Диск 2

1. Epicentro - Lemmings
(отрывок) 456 kB, 29 сек.

Второй диск в целом выглядит слабее и скучнее первого. Первая же композиция Lemmings в исполнении Epicentro вызывает жуткий приступ зевоты. Плохой вокал - певец просто не попадает в ноты! Странные тупо-электронные ударные - они существует как-то сами по себе, вне песни. Попытка разбавить все это безобразие примитивными синтезаторными трелями... Слушать это 11 с половиной минут - нет уже, извините.

2. Luna Inconstante - Necromancer
(отрывок) 480 kB, 30 сек.

Странный кавер странной ранней песни Генератора. Выполнено в стиле довольно агрессивного классического рока с балладной вставкой в центре. Версия достаточно простая, однако есть в ней какое-то верное настроение, точно встраивающееся в канву песни. Дух творчества наличествует!

3. Twenty Four Hours - Darkness (11/11)
(отрывок) 384 kB, 24 сек.

Ужасная версия моей любимой Тьмы 11 ноября. Неприятный вокал, недотягивающий ноты, примитивная игра на инструментах... Тема Тьмы не раскрыта.

4. Nostalgia - Out Of My Book
(отрывок) 444 kB, 28 сек.

Очень слабая версия, далекая от сути. Вялые попытки обогатить звучание примитивными электронными эффектами. Скука...

5. Notturno Concertante - Vision
(отрывок) 508 kB, 32 сек.

Пример, как из любого материала можно сделать популярную песенку. Берем любовную балладу Vision, мужественный вокал плюс чувственный женский, грамотная попсовая аранжировка. И вперед - в чарты. Замечу, что в данном случае песенка все-таки получилось неплохая, уж больно хорош оригинал, выхолостить до конца его не удалось (ну, в прочем, к этому музыканты Notturno Concertante и не стремились). Годится для продвижения Искусства в массы...

6. Egoband - Arrow
(отрывок) 492 kB, 31 сек.

Неплохая версия. Однако в ней уж очень сильно не хватает едкого, разъедающего вокала Хэммилла, без этого песня кажется вялой, хоть музыканты и стараются вовсю, нагнетая побольше жути. Не верю!

7. Finnegans Wake - Squid One
(отрывок) 568 kB, 36 сек.

Пожалуй, самый странный трек всего этого альбома... За основу взяты мелодия и строчка текста песни Giant Squid первого альбома Генератора. А далее музыканты начали импровизации, которые привели их в совсем непонятные сферы. Синтезаторые вставки, соперничающие с техничным саксофоном - на самом высоком уровне. Завораживающая музыка с восточным оттенком.

8. Men Of Lake - Killer
(отрывок) 464 kB, 29 сек.

Любопытная запись. Роль саксофона оригинала взяла на себя жесткая электрогитара. Хороший драйв, хотя в целом песня выглядит менее напористой, чем у Генератора. Тем не менее, заслуживает высокой оценки.

9. Jay Tausig & Friends - Solitude и Jay Tausig - (On Tuesday She Used To Do) Yoga
10. Jay Tausig - Slender Threads

(отрывок) 428 kB, 27 сек.
(отрывок) 384 kB, 24 сек.
(отрывок) 476 kB, 30 сек.

Три кавера на сольные песни Питера Хэммилла, при этом две из них зачем-то помещены на один трек. Хорошая работа, вокалисту вполне удается передать дух песен.

11. Art And Illusion - Lizard Play
(отрывок) 508 kB, 32 сек.

Завершается альбом на той же высокой ноте, что и его начало. Итальянская группа Art And Illusion представила очень сильную версию Lizard Play. Красивая аранжировка, настойчивый вокал, жесткая гитара - несомненные достоинства песни.


Суммируя. Альбом рекомендуется для творческого прослушивания. Попробуйте подойти к нему непредвзято и тогда вы наверняка откроете новую сторону в классических произведениях Генератора.

Лучшим кавером альбома назову композицию Finnegans Wake - Squid One (трек 7 диск 2). Крайне интересны (каждый - по своему) - треки 1, 2, 3, 4, 5, 8 диска 1 и трек 11 с диска 2. Вполне достойны версии треков 7, 10, 11 диска 1 и треки 2, 5, 6, 8, 9 диска 2. Досадными недоразумениями, нуждающимися в удалении с альбома, объявлю трек 6 диска 1 и треки 1, 3, 4 с диска 2.

Отмечу напоследок, что все вышеперечисленные оценки - крайне субъективны и отражают лишь мое личное мнение.




Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024