Peter Hammill ...all that might have been... - Хронология троекратного входа в одну и ту же реку

Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com

Как обычно, я решил предоставить свои впечатления о новом альбоме Питера Хэммилла, и, как обычно, сделать это захотелось в каком-то необычном ключе. Подход, который я выбрал в итоге, подсказало мне само время, точнее - то, что происходило в течение промежутка времени, начавшегося с момента заказа альбома до сдачи эссе "в печать".

Как и в случаях со всеми предшествующими альбомами Хэммилла, альбом ...all that might have been... уникален. Он отличается и подходом, использованным при его создании, и конечным результатом. Помимо естественных отличий этот альбом имеет необычную судьбу, которая на данный момент все еще находится в состоянии формирования.

О начале его создания было официально объявлено более двух лет тому назад, в ноябре 2012, что я и буду использовать в качестве точки отсчета.

30 ноября 2012

"...Хоть и медленно, но я начал работать над следующим альбомом". Так завершает Питер очередную запись в своем Журнале.

31 декабря 2012

На примере новой работы Питер рассказывает об особенностях процесса редактирования звука в старое доброе время и сравнивает с возможностями, предоставляемыми музыкантам сегодня.

31 августа 2013

Лишь по прошествии 8 месяцев, в течение которых Питер работал с группой, он вспоминает о своей сольной работе, говоря: "Наконец, я дома [...], и я вернулся к Тому Сольному Альбому".

31 октября 2013

Хэммилл отчитывается о "годе без релизов", о результатах концертного тура с Van der Graaf Generator (о нем и о сопутствующих ему релизах мы поговорим в очередном Впечатлении позже), скором вступлении в пенсионный возраст, и вскользь упоминает о концертах в Токио. Однако эти концерты заслуживают особого внимания, а посему мы вернемся на месяц с небольшим назад и отметим...

21-23 сентября 2013

...четыре концерта за три дня, во время которых организатором турне распространяется среди посетителей японской серии концертов специальный CD-R под названием "Work in Progress" (Работа в процессе), содержащий текущий "сырой" микс новой работы. Обычно Питер никогда не выносит на общее обозрение то, что еще не оформилось окончательно (поэтому мы практически не знакомы с сырыми материалами какой-либо из его прежних работ). Но на этот раз он очень захотел отблагодарить (кстати, вполне заслуженно) японского зрителя и привезти им сто копий этого незаконченного продукта. Каждая копия была пронумерована лично Питером, а при продаже она регистрировалась. Питер очень надеялся на то, что японцы оценят эту акцию и не начнут перепродавать их через Интернет. Японцы в очередной раз доказали свою порядочность, за что и были награждены очередным туром в ноябре уходящего года.

29 ноября 2013

У музыки появились "тексты", она становится похожа на альбом с песнями. "Несомненно, в конце концов работа будет сильно отличаться от того состояния, в котором она сейчас находится."

6 июня 2014

Сообщается о завершении миксов для всех частей нового альбома. В остальном же запись в журнале посвящается описанию процесса микширования.

31 июля 2014

Работа над альбомом уже становится постоянной темой в журнальных записях, и теперь уже Питер говорит о том, что ему открылись новые перспективы формирования конечного продукта, что приведет к определенной задержке с выпуском альбома, однако значительно повысит значимость результата.

6 октября 2014

Один из европейских онлайн-магазинов начинает принимать предварительные заказы на новый альбом, открывая посетителям его название - ...all that might have been... - и странным, как тогда показалось, образом предлагая одно- и трехдисковые издания, что и привело в некоторое замешательство охотников за "новостями". Опечатка? Ошибка? Реальность?! Выход альбома официально назначен на 24 ноября.

11 октября 2014

В одной из специализированных Yahoo-групп появляется описание альбома, сетлист, а также обложка. Выясняется, что помимо двух (реально выходящих в свет в таких вариациях) компакт-дисков еще будет и виниловая версия.

17 октября 2014

Мною сделан предварительный заказ на сайте Burning Shed: трехдисковая коробка, однодисковый вариант, а также виниловая пластинка. "На конвертах всех предзаказанных виниловых копий будут стоять автографы Питера Хэммилла". В силу того, что последние работы Van der Graaf Generator выпускались как на компакт-дисках, так и на виниле, который не рассылается личным лейблом Питера Хэммилла (Sofa Sound), я вот уже три года как заказываю "все вместе" с сайта Burning Shed (которые в последнее время стали рассылать винилы отдельно от компактов). Заказ оформлен. Начинается процесс ожидания.

31 октября 2014

Альбом готов, и Питер может позволить себе вкратце поведать о сложностях "сторонних работ", связянных с выпуском альбомов: бухгалтерия, регистрация, логистика...

18 ноября 2014

Получаю уведомление о том, что виниловая версия выслана. Планирую начать ожидание посылки дней через 8-10.

19 ноября 2014

Получаю еще одно уведомление: "выслан компакт-...". Радость, ожидание, предвкушение. С этого времени начинают поступать отзывы из разных стран о доставке посылок: где винил, где компакт-диск, где коробка с тремя дисками...

20 ноября 2014

"Тройного" варианта ("коробки") нет в наличии на Burning Shed! Быстро, однако. Только двумя днями позже я замечаю, что я не дочитал второе уведомление до конца. Оказывается выслали только однодисковый вариант!

24 ноября 2014

Делаю новый предварительный заказ на Amazon.co.uk (указанная дата релиза - 1 декабря), но в силу некоторых обстоятельств вскоре отменяю его. Веду переговоры с Burning Shed по возможности отмены заказа "коробки".

25 ноября 2014

Заказываю "коробку" на сайте Хэммилла - Sofa Sound. С этого и надо было начинать...

Burning Shed отвечает, что произошла неприятная ситуация, связанная с почтовой службой UPS: Питер выслал им пять коробок с "коробками", три из которых были доставлены благополучно, четвертая с задержкой приехала в четверг 20-го ноября, а пятой и след простыл. Однако через полчаса приходит уведомление об отправке "коробки" на мой адрес. Дело в том, что Burning Shed только что закончили переезд на новое место, и не все уведомления были вовремя разосланы. Таким образом, благодаря доставке четвертой коробки со ...всем что могло бы быть... моя "коробка" была выслана 20 ноября.

Тем временем, читая некоторые из отзывов о новом альбоме, в частности, о сущности трех дисков, мне в голову приходит необычная идея. Кратко говоря о дисках, скажу, что первый диск представляет из себя нарезку фрагментов песен (со второго диска) и их нового представления в виде, напоминающем, как сказал один мой друг, фильмы Тарантино: только к концу прослушивания начинаешь понимать "что к чему". Естественно, сначала песни надо было записать, чтобы потом делать из них другую нарезку. А предшествовал всему материал, представленный на третьем диске - инструментальный коллаж, своими четырьмя треками и общей длительностью очень напоминающий японский "подарок". Основной работой считается первый диск, поэтому и за основной релиз следует принимать однодисковое издание альбома. Второй же и третий диск в некотором смысле являются приложениями к первому. Песни (в немного отредактированном варианте и в ином порядке) вышли на виниле, а также доступны для скачивания, но главным итогом работы песни не считаются. Исходя из этого, я решил, что начну слушать альбом начиная не с главного диска, а с третьего, продолжая его вторым и, наконец, завершая ознакомлением с первым диском. Таким же образом Хэммилл сам создавал его. Идея хронологического ознакомления с работой начинает все глубже и глубже пускать свои корни в моем сознании. "Когда еще представится такая возможность?!"

26 ноября 2014

Благополучно принимаю коробку с виниловым диском внутри. Обещанный автограф - в правой верхней части конверта.

29 ноября 2014

Ситуация с UPS описывается в новостях на сайте Sofa Sound. Сообщается о планируемом дополнительном тираже, в случае если пятая коробка будет не найдена. Тем временем статус "коробки" на самом сайте Sofa Sound из "Купить" превращается в "Товар временно недоступен"! Что это? Показатель популярности? Маркетинговый недочет? Успел ли я "проскочить" с заказом?

10 декабря 2014

Получаю и "коробку" с Sofa Sound, и одинарный диск с Burning Shed! На вечер запланировано иное занятие, поэтому все, что связано со ...всем, что могло бы быть..., откладывается на завтра.

11 декабря 2014

"Коробка" из Burning Shed догоняет остальные полученные посылки. Очередное "Большое спасибо!" в их адрес покидает папку Outbox.

12 декабря 2014

Первые несколько прослушиваний. Несомненно, что-то новое есть в этом коллаже, который оказывается не совсем тем "японским" диском, а его усовершенствованным вариантом. После этого, финального микса, скорее всего, и поменялось общее направление работы в сторону "песенного" альбома. Рано что-то говорить. Фрагменты общего настроения получают в сознании свои непроизносимые имена.

13 декабря 2014

Число прослушиваний уже потеряно. Атмосфера альбома практически впитана. Эти полчаса содержат столько нового, столько сюрпризов и идей распределено здесь! Понимаю, что это еще лишь начало того нового опыта под названием ...all that might have been...

15 декабря 2014

Трехдисковая "коробка" снова доступна на сайте Sofa Sound.

18 декабря 2014

Burning Shed также сообщает о доступности трехдисковой версии. Нашлась ли пятая коробка или же это уже новый тираж - для меня не столь важно уже, как то новоявленное чувство, будто мне становится понятным, какое место будут занимать слова, и как музыкальные зарисовки будут превращаться в песни. Уже хочется перейти к изучению второго диска. Думаю, что буду окончательно готов через очередную дюжину прослушиваний третьего.

24 декабря 2014

Окончательное ощущение готовности к прослушиванию второго диска. Осталось только выкроить свободный час...

25 декабря 2014.

В половине второго ночи в первый раз я слышу Песни. Как обычно, первое прослушивание не сопровождается читкой текстов. Всему свое время. Первое впечатление от первой песни: неожиданно!

28 декабря 2014

Песни постепенно выкладываются перед моим взором, и на альбом уже получается смотреть как на что-то цельное. Однозначно выделяются некоторые запоминающиеся (и любимые) фрагменты, но надо углядеть прелесть во всем остальном. Близится момент появления того знакомого чувства, когда до тебя "доходит". Оно уже близко...

29 декабря 2014

Тексты! Хочется обратиться к текстам. Пусть это чувство пока нарастает, а я слушаю еще, и еще, и еще... Понимаю, что Хэммилл уже сделал свой альбом на стадии "the songs", но, как и в случае с "the retro", он понял, что может пойти еще дальше и сделать из этого что-то действительно новое.

8 января 2015

Отпуск и новогодние праздники, чтение книг, простотр фильмов.... Видимо все это как-то в комплексе повлияло на уменьшение "дозы" прослушивания. Однако к этому дню диск "the Songs" уже окончательно сформировался как очередной альбом Питера Хэммилла. И вот тут возникает интерес вернуться к его инструментальному прародителю "the Retro". Эффект довольно неожиданный: отчетливо видно как отдельные треки состоят из разных тем, и становится примерно понятным, как будет построен первый диск "the Cine". Вероятно, так же гладко и будет протекать переплетение отдельных тем. Но пока что нужно разобраться с текстами песенной версии альбома.

15 января 2015

Прочтение текстов еще глубже посадило песни в моей голове. Начал работать над переводом версии "the Songs", хотя "the Cine" взывает уже не в первый день.

22 января 2015

Практически готов перевод "the Songs". Осталось разобраться с последней строчкой последней песни, и тогда уже смело можно будет начать прослушивание "the Cine". Неплохим бонусом явилось и впитывание музыки настолько, что уже становится возможным что-то самому воспроизвести. Большим сюрпризом стало второе понимание описанного в альбоме сюжета, однако я решаю попридержать свою версию до уточнения той самой строчки, а также до получения ответов на пару вопросов от англоязычной аудитории, хотя предмет обсуждения - тексты песен Питера Хэммилла - априори подразумевает возможность разного прочтения одних и тех же текстов разными людьми.

Вечер того же дня: Диск первый: "the Cine"! Первые пять минут... "Зачем?! К чему?!" Еще с пару минут иду по инерции... Коллаж уже не напрягает. Как говорится, надо расслабиться и получать удовольствие. Однозначно, нужно будет сопроводить текстами следующее прослушивание.

Конец января 2015

Осталось всего ничего - несколько раз прослушать "кинематическую" версию чтобы закрепить сюжетную линию и связать с ней музыкальные картины.

6 февраля 2015

Кино получилось мрачным и тревожным. Интрига, драма, меланхолия, и много других чувств ощущаются среди многочисленных слоев рассказанной истории. Несмотря на то, что лично я пока что еще не смирился с двумя склейками, сделанными в кинематической версии (а точнее - первой и последней склейке с использованием первой и последней песен с диска "Песни"), я все еще нахожусь в состоянии изучения этого материала. Причину своего несогласия я вижу в очень глубоком восприятии песенного диска, который у меня на сегодняшний день котируется выше основной инкарнации этого материала (диск "Кино"), первая песня с которого сама по себе цельная, и резкая смена мелодии до сих пор заставляет ощущать какой-то дискомфорт. Тем не менее, я вполне допускаю, что мое мнение может измениться в один прекрасный день. Как сказал Алан Холмс (член одного из форумов, посвященных творчеству VdGG/pH), "сомнение бросает вызов; все было бы таким скучным и предсказуемым, если бы каждая из работ ПХ сразу бы привлекала. Подавляющее большинство из них доходит до меня не сразу, а лишь с течением времени".

Пришла пора заканчивать Хронологию истории моего постижения ...всего, что могло бы быть..., тем более что Merlin Atmos не заставил себя долго ждать (об этом стоит поговорить чуть позже). В очередной раз поражаюсь способности Питера делать что-то новое, и делать это с полной отдачей, и на этот раз он сделал возможным трижды войти в одну и ту же реку.


Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com



Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2017