Предисловие. Лирика Джадж Смита.

Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com

Одним из серьезных открытий, которые я совершил в своем мире, стало открытие для себя работ Джадж Смита (Judge Smith), на которые я вышел давно (естественно не без фактора Van Der Graaf Generator-а), но в последнее время больше в них углубился. В процессе упивания этой музыкой (как в общепринятом песенном стиле, так и в формате крупных произведений) я стал питать интерес к лирике. Далее мы поговорим о новом формате музыкального произведения, который был выработан Джаджем, а пока что скажу, что идея создания переводов лирики пришла мне в голову не так давно, однако внезапно. В какой-то момент я ощутил, что эти произведения довольно сложные по своей природе, и нуждаются в некотором более доступном способе восприятия.

Прежде всего, думаю, не помешает напомнить читателю о том, кто же такой (Крис) Джадж Смит. Русскоязычная страница на Википедии о нем, к сожалению, пока не создана, однако английский оригинал предоставляет основную информацию об этом интереснейшем человеке. В контексте Русской Страницы PH и VdGG нужно начать его представление с информации, что это вместе с ним Питер Хэммилл создал группу Van Der Graaf Generator, и что именно он предложил это название для группы. В группе он был "поющим" барабанщиком" и перкуссионистом, и еще иногда играл на печатной машинке. После прихода в группу Гая Эванса (Guy Evans) он, трезво оценив долю своего вокального участия в новое звучание группы, в 1968 году покинул группу, нисколько при этом не разорвав дружеских отношений с музыкантами. Единственным аудио-документом, изданным официально, является сингл People You were Going to / Firebrand, который в течение нескольких дней был изъят из продажи по причинам нарушения условий договора, заключенным группой с компанией (что, естественно, превратило его в коллекционную редкость, оба трека также были потом добавлены как бонусы к одной из CD-версий альбома Van Der Graaf Generator - Aerosol Grey Machine). Через пять лет Питеру и Джаджу снова предстояло начать работать над совместным проектом "The Fall of the House of Usher" (подробнее - здесь), и на протяжении своего творческого пути Хэммилл если и записывал "чужие" песни, то это были преимущественно песни Джадж Смита (например, Viking, Been Alone So Long, Time for a Change, Four Pails...). А пока что сам Джадж (который постепенно избавлялся от составной части в его имени "Крис") стал пробовать себя в разных областях творчества.

Музыкальная продукция Джадж Смита очень разнообразна, несмотря на немногочисленность списка его коммерчески реализованных работ. Среди них есть и традиционные альбомы с песнями, и оперы, и авангардные работы, и инструментальный альбом с расслабляющей фоновой музыкой, и хитовый сингл, и саундтреки для телесериалов. Помимо основной дискографии, послужной список Джаджа дополняют многочисленные соавторства, работы над музыкой к фильмам и сценическим постановкам, либретто. На этой странице вы можете более подробно познакомиться с известными работами, а я сейчас переду к основной теме своего материала: новая форма музыкальной композиции, выработанная и сформулированная Джадж Смитом.

К этому моменту вы, я надеюсь, скорее всего уже ознакомились со списком работ Джаджа, и, наверное, заметили, что в них присутствуют три произведения, обозначенные не имеющим в русском языке аналога английским словом "a songstory". Все остальное ложится в те или иные рамки, но эти три требуют особого рассмотрения.

Мои переводы текстов Джаджа Смита я решил предоставлять вашему вниманию, начав именно с этих "songstory" - очень уж они всеобъемлющие и захватывающие. Потом я надеюсь также выложить переводы песенных альбомов, но сначала.... Я думаю сначала неплохо было бы ввести читателя в курс дела, и поэтому я хочу представить вам недавно предложенный мной в моем Журнале русский эквивалент слова "songstory" - "песнесказ". Здесь я закончил изложение процесса обоснования выбранного мной варианта, а посему сейчас лишь буду его активно использовать.

Прежде чем начать представлять вам переводы песнесказов Джадж Смита, я считаю что правильнее всего будет вам ознакомиться с его одноименным эссе, которое как нельзя лучше сможет вам представить эту новую форму музыкального произведения. Итак, рассказывает Джадж Смит.

Judge Smith - What is a "Songstory"? / Джадж Смит - "Что такое "Песнесказ""?

Оригинал статьи на английском языке находится здесь.

"Песнесказ" - это новая форма повествовательного музыкального произведения, которую я развивал в течение последних пятнадцати лет. Делал я это с целью удовлетворить собственную потребность в создании нового и с художественной точки зрения соответствующего способа рассказа сравнительно длинных историй с использованием слов и музыки. Лично мне рассказ историй под музыку кажется очень увлекательным полем деятельности.

Во многих отношениях я - дитя 60-х, и мои музыкальные корни те же, что и у остальных представителей моего поколения: я полюбил (в хронологическом порядке) джаз, потом ритм-энд-блюз, после которых - бит и психоделию. К концу 60-х я страстно пытался превратиться в рок-музыканта и, несмотря на отсутствие признаков каких либо талантов, попался на удочку веры в то, что "наша" музыка может подняться до уровня артистической правдоподобности и интеллектуальной субстанции "серьезной" музыки. Каким-то образом такое вот видение рок-музыки как Высокого Искусства впуталось в моем сознании в мое личное предпочтение в пользу "длинных песен", которые к тому времени стали слышаться повсюду.

Трехминутная популярная песня - это крайне удивительная форма искусства. Однако, всесильная музыкальная индустрия определила ее и превратила в принудительный форму выбора, в которой неклассическая музыка могла выдаваться на рынок и распространяться. Другая известная форма популярной музыки - альбом (будь то LP или CD [1]) - может содержать больший объем музыки, но, в подавляющем большинстве случаев, альбомы являются простыми коллекциями коротких песен.

Тем не менее, с годами длинные песни начали регулярно проникать в списки популярных песен: 'Bohemian Rhapsody', 'Music', 'MacArthur Park', 'Mr Blue Sky', 'Wuthering Heights', и другие - все они мне нравились. Начиная с конца 60-х, длинные треки также стали появляться на альбомах (в этом жанре "Atom Heart Mother" и "A Plague of Lighthouse Keepers" установили для меня уровень мастерства), и слушателям начали предлагаться "концептуальные альбомы", в которых содержание полностью представляет из себя повествование в том или ином виде.

Абсурдный термин "концептуальный альбом" всегда меня раздражал. (Если вы записываете Литургию Си минор Баха, то у вас получается концептуальный альбом, да? А "Отелло" Верди - так это уже концептуальный двойной альбом!...). Большинство "концептуальных альбомов" в рок-музыке являются на самом деле песенными циклами. Песни в них следуют одна за другой, все песни разные, и соединены они между собой текстами, дабы передать какую-то определенную историю или послание - вот и вся концепция.

Chris Judge Smith - Requiem Mass

Песенный цикл - это в полной мере респектабельная форма, и в свое время она привлекала меня. Одной из моих первых серьезных работ, когда-либо мною сделанных, стала моя "Заупокойная Месса" ("Requiem Mass") в 1974 (которая на момент написания этого эссе все еще не исполнялась и не записывалась, за исключением одного чернового фрагмента, представленного на компакт-диске "Democrazy"). По существу это есть песенный цикл, для текстов которого использовался латинский текст заупокойной мессы.

Chris Judge Smith - Democrazy

В этот же самый период я писал и короткие песни, и я делал это в продолжение своего творческого пути, однако большинство из этих песен повествовали какие-то истории. Мне было мало чего добавить к разного рода стандартным балладным формулам, на которых держится большинство произведений популярной музыки. (Надо отметить что я всегда стремился выражать свою "любовь" в своих различных формах; не часто я вдохновлялся на написание песен о ней). Однако все больше я ощущал в себе силы, способные создавать повествования, которые бы сопровождались музыкой.

Все мы чувствуем первичную потребность в рассказах и в музыке. Искусства музыки и повествования вероятно развились вместе где-то к концу последнего ледникового периода. Кто-то обмакнул свои руки в натуральную охру и начал рисовать на стене пещеры, некто другой начал рассказывать длинные истории о последнем сезоне охоты, иной же обнаружил, что если ритмично бить парой палок по черепу мамонта, то получался отличный звук, а девочки смотрели и думали о том "какой он крутой!". Первыми стихами были, вероятно, тексты песен, а самые ранние эпические повествования, вероятно, оригинально пелись под музыку.

Веками развивались неспокойные но страстные отношения между Повествованием и Музыкой. Они суть взаимодополняющие противоположности, Инь и Янь. Повествование количественно, музыка - качественна. Повествование заявляет, музыка же определяет с каким чувством сделано это заявление. Повествование и Музыка объединились чтобы создать искусство в разных меняющихся комбинациях, и, прежде чем выработать свою собственную разновидность, я попробовал себя в различных состоявшихся формах повествовательной музыки.

Chris Judge Smith - The Kibbo Kift

Вслед за "Заупокойной" последовал второй песенный цикл, "The Kibbo Kift", на этот раз написанный в соавторстве с Максуэллом Хатчинсоном (Maxwell Hutchinson); он написал музыку, я же был автором текстов.

Предполагалось, что "The Kibbo Kift" будет существовать лишь как аудио (мы даже думали о нем как о концептуальном альбоме) в записанном виде (если бы и когда бы мы его собрались записать), и как таковой он был готов в 1975 году. Как оказалось, нас убедили (и довольно легко) в том, что нужно переработать тексты со сценической ориентацией, и разрешить поставить это произведение на сцене как рок-мюзикл, в котором все бы пелось и не было бы диалогов. Так я был введен в мир постановочных мюзиклов, мир, в котором я засиживался слишком долго, как я теперь чувствую.

"The Kibbo Kift" как Песенный Цикл оказался довольно-таки дальновидным в структурном аспекте. Некоторые песни отражали определенные ситуации и чувства в повествовании, и когда эти ситуации и чувства снова появлялись в рассказе вместе с ними снова начинала звучать та же мелодия, но с другими текстами. Вряд ли эта идея оригинальна, однако она прекрасно работает, но лишь в некотором малом множестве песенных циклов.

Теперь я полностью отдался идее создания повествований под музыку, и не в рамках одной песни, а в значительно бОльших масштабах."The Kibbo Kift" был хорошо принят, и мне с Максуэллом представилась возможность написать что-нибудь еще для постановки на сцене. Нам предстояло написать вместе еще два мюзикла, традиционных в структурном и техническом смысле. В обоих сцены с проговариваемыми диалогами чередовались с песнями и с инструментальными номерами. Иными словами, мы использовали стандартные строительные блоки традиционного постановочного мюзикла.

Chris Judge Smith - Mata Hari

Постановочный мюзикл может быть очень успешно использован в рассказе историй с музыкальным сопровождением, и я в сотрудничестве с Лен Лович (Lene Lovich) и Лес Чаппелом (Les Chappel) в 1981 году написал "Mata Hari", мюзикл, который оказался менее традиционным в том смысле, что я постарался сократить до минимума речевые диалоги (Лен в роли Мата Хари никогда не разговаривала). Оставшиеся фрагменты разговорной речи были наложены на музыку, в результате чего получился более гладкий и стильный вид мюзикла, без натурализма и обычных разговорных диалогов.

Однако, мюзикл реально существует только на сцене, это - разновидность драмы, а не акта повествования, которое, с моей точки зрения, должно быть совершенным с точки зрения аудио-восприятия. И я осознал, что сценические мюзиклы были не той музыкальной формой, которую я искал, и после "Mata Hari" более к ним не возвращался.

Еще до появления (популярных, непритязательных) мюзиклов существовала (элитная, интеллектуальная) Опера, еще одна достойная и обворожительная форма повествовательной музыки. Определяющей характеристикой оперы является то, что персонажи ведут свои встречи и разговоры исключительно в песнях. На самом деле, это утверждение не совсем верно: некоторые безукоризненные высокоинтеллектуальные представители этой формы содержат в себе фрагменты простой речи, в то время как однозначно популярные - нет. Однако, можно сказать, что люди в опере по существу поют друг с другом.

Peter Hammill - The Fall Of The House Of Usher

Мой опыт оперного либреттиста ограничен только одной работой - "Падение дома Ашеров" ("The Fall Of The House Of Usher"), написанной композитором Питером Хэммиллом (Peter Hammill), хотя работа над этим произведением растянулась аж на восемнадцать лет. Я до сих пор очень доволен этой работой, и думаю, что оперная традиция пропеваемого разговора была проработана композитором исключительно хорошо. Однако с течением лет я все больше и больше ощущал, что есть что-то, что меня по сути не устраивает в слушании двух людей, "поющих" свой разговор. Мне это просто кажется ненатуральным, и мне захотелось узнать смогу ли я найти более естественный стиль повествовательной музыки, если такой может существовать вообще.

Chris Judge Smith - The Book Of Hours

Первым шагом в этом направлении стала "Книга Часов" ("The Book Of Hours"), которую я сочинил (и слова, и музыку) в период с 1977 по 1978 год. В то время я называл ее камерной оперой, хотя на самом деле она действительно являлась прототипом Песнесказа. Сделанным мною прорывом здесь стало то, что я дал все повествование в распоряжение одного голоса, который тем самым стал рассказчиком, рассказывающим свою собственную историю словами и музыкой. Там было несколько восклицаний, сделанных другими персонажами, но появление таких случаев было сведено к минимуму. Музыка (струнный квартет, бас-гитара и ударные) была более свободной, она меньше была скована традиционной структурой песни, и я начал двигаться в сторону развития такого стиля композиции, который мог объединять множество разных, контрастных музыкальных частей.

Однако, в плане лирики "The Book Of Hours" был довольно традиционным. Как и в основной массе ранее созданных мною работ, тексты здесь рифмовались. За эти годы я стал довольно опытным в искусстве нахождения хорошей рифмы, и даже ощущаю в этом какую-то профессиональную гордость. Однако, когда я планировал свою очередную масштабную повествовательную работу в 1993 году, я обдумал идею отказа от рифмы в целом, и поэкспериментировал с этой техникой над одной короткой песней, которая называется "We'll Always Have Paris" (в конце концов увидевшей свет годы спустя на компакт-диске "The Full English"). Результаты получились чрезвычайно интересными.

Chris Judge Smith - The Full English

Я понял, что если мне удается писать музыку с текстами, которые не рифмуются и не поддаются разложению (т.е. не имеют обычное или предопределенное число слогов в строке), мой язык может теперь быть более естественным и утонченным, и, что является самым главным для того, кто собирается рассказывать истории, я могу передавать информацию намного быстрее. Если в прозе требуется пятьдесят слов для того чтобы передать некоторую информацию, то в рифмованном куплете для достижения той же самой цели может потребоваться не менее чем в четыре раза больше слов.

Использование структурированных куплетов текстов приводит к структурированности куплетов в музыке, и наоборот. Они подкрепляют друг друга. Неважно кто из них пишется первым. Лиши структуры одну из этих частей - нужно будет лишать и другую, чтобы сохранить их взаимосоответствие.

Однако, любое преимущество использования "свободной" лирики для меня как рок-композитора было бы бессмысленным в случае если та музыка, которая работала бы с ними, была бы бесполезной, но требующей усердия, ничего не делающей и никуда не ведущей, а также если бы эта лирика работала бы только с бесструктурной, неритмичной, авангардной музыкой.

Мне было приятно обнаружить посредством метода проб и ошибок, что стандартный словарь рок-музыки - ритмы, риффы, басовые линии и последовательности припевов - прекрасно работали и без структурированных лирических строф. Секрет был в том, что нужно было походить к линии мелодии, той мелодии, под которую обычно поются тексты, как к инструментальному соло на гитаре, органе или саксофоне.

Импровизированные инструментальные соло являются одним из великих достижений рока, блюза и джаза (на самом деле, знаменитые джазовые соло иногда имели написанные для них тексты, чтобы с их помощью превратить инструментал в песню), и я обнаружил, что могу написать мелодии вокальных линий для того чтобы моя неструктурированная лирика звучала так, как будто певец придумывает их на ходу, импровизирует, основываясь на музыке. Линии мелодии также были свободны в следовании эмоциональным нюансам в лирике, а также естественным изменениям форм слов, что могли были быть сделаны голосом когда строки как будто бы говорились, а не пелись.

Chris Judge Smith - Curly's Airships

Приняв эту технику слов и музыки за основу, я начал писать гигантское произведение - "Дирижабли Кэрли" ("Curly's Airships".). Где-то в середине семилетнего процесса написания я подумал, что эта новая музыкальная форма достойна обрести свое название, и мой друг Джон Эллис (John Ellis), который исполнял гитарные партии в этом проекте, предложил версию, ставшую победителем: "Songstory" ("Песнесказ").

Теперь у меня уже было несколько аксиом или правил в своей работе: песнесказ по существу рассказывается или поется одним голосом, говорящим "в камеру"; могут присутствовать и другие голоса, но и они обращаются к слушателю напрямую; диалог избегается где это только возможно; тексты нерифмованы и неритмичны, однако здесь исключение делается для исполняемых песен как таковых, которые являются частью рассказа (например, по радио может быть слышна запись песни, или же персонаж в рассказе исполняет народную песню, и т.д.).

Если эти правила являются кирпичами и известью песнесказа, то должна быть какая-то архитектура. Песнесказы по своей природе довольно длинные, и им нужна структура, наподобие строительных лесов, удерживающих ее.

Классическая музыка также оперирует длинными музыкальными произведениями, намного длиннее чем в мире рок- и поп-музыки, и веками тщательно разрабатывались структурные системы классической композиции: соната, кончерто гроссо, различные симфонические формы, и т. д. Эти благородные системы не были мне доступны для использования в некоторых случаях потому что они пришлись бы непригодными для рок-музыки, но, честно говоря, также и в силу отсутствия у меня должного уровня музыкального образования. Формально предусмотренные "Описание, Развитие, Вывод" моих музыкальных тем - это было бы уж слишком "вне меня". Однако, мне было приятно обнаружить, что мои основные законы и строительные блоки песнесказа, описанные выше, являются довольно крепкими для работы с многообразием структурных схем или систем, создаваемых мною.

В "Curly's Airships" (2000) я использовал в качестве структурных элементов представительные темы или лейтмотивы (конечно это тоже является техникой классической композиции, но ее и я смог понять). Персонажи рассказа и особые повторяющиеся ситуации обладали своими собственными мелодиями или риффами. В законченной работе их было двадцать семь, что, вероятно, больше чем большинство слушателей было бы в состоянии различить при повторном появлении, как я теперь понимаю.

Chris Judge Smith - The Climber

С другой стороны, в "Альпинисте" ("The Climber") (2010), намного более коротком песнесказе о британском альпинисте, совершающим восхождения в итальянских Альпах, я использовал иную структурную систему. В работе участвует Хор, который предлагает свою сторону рассказа, идущую параллельно с той, которую предлагает главное действующее лицо. Этот Хор (исполняемый мужским хором), представляющий жителей деревни, штат гостиницы, проводников в горах и прочее, почти и не общается с главным героем, но все эти персонажи обращаются непосредственно к слушателю. Тексты их содержат несколько хоровых "песен" как таковых, с рифмой и метрическими текстами, в отличие от строгого повествования в стиле песнесказа, которое использует сам Альпинист.

Для Орфея (Orpheus" [2]), моего самого свежего песнесказа, я избрал третью систему укрепления произведения: использование различных контрастных типов музыки и групп инструментов. В альбоме присутствует как минимум семь полностью обособленных инструментальных и вокальных групп, каждая из которых играет свой тип музыки. Тут есть инструментальная рок-группа, струнный секстет, классик-транс, death-металлическая группа, гитара в стиле фламенко, и каждая группа сопровождает определенный аспект рассказа.

Я был бы удивлен, если бы любая из моих техник создания музыки оказалась бы уникальной или оригинальной. Великое множество других авторов создает неструктурированную и нерифмованную лирику, масса рок-композиторов сочиняет мелодии, не следующие установленным шаблонам и длинные произведения с многочисленными частями с контрастирующей музыкой. Мое медленное развитие по направлению к песнесказу (я пытаюсь не использовать здесь слово "путешествие") важно и значимо только для меня. Наверное даже и писать об этом является напрасным занятием, ничего не добавляющем к наслаждению (или наоборот) от самого прослушивания музыки.

Создание повествовательной музыки занимает много времени, и я определенно не являюсь самым быстрым или оперативным из композиторов. Однако, если у меня будет на то время, будут и другие истории, которые я хотел бы рассказать, и когда это время подойдет к концу, я полагаю, что когда меня будут вспоминать, так кратко и так редко (если меня вообще будут вспоминать), то только за мою работу в этой форме Песнесказа.


Примечания

[1] LP (long-play) - долгоиграющая виниловая пластинка; CD (compact disc) - компакт-диск. Оба носителя музыкальной информации способны хранить сравнительно большой по времени объем - до 60 и до 80 минут соответственно. Оптимальное использование этих носителей предполагает предоставление до 45 минут музыки на виниле, и до 74 минут на компакт-диске.
назад

[2] В действительности название третьего песнесказа Смита называется "Orfeas". Здесь Джадж объясняет причину предпочтения греческой манеры написания имени общепринятой английской и представляет нашему вниманию фотографию фасада гостиницы "Orfeas", в котором он останавливался летом 2010 года.
назад


Judge Smith, January 2010

Перевод Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com, 2012




Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2017