Peter Hammill - Over / Над

    Перевод С.В.Петрушанко hammillru@mail.ru

  1. Crying Wolf / Воющий волк
  2. Autumn / Осень
  3. Time Heals / Впемя лечит
  4. Alice (Letting Go) / Алиса (Отпуская)
  5. This Side Of The Looking-glass / По эту сторону от зеркала
  6. Betrayed / Обманутый
  7. (On Tuesday She Used To Do) Yoga / По вторникам она обычно занималась йогой
  8. Lost And Found / Потерянное и найденное


    CRYING WOLF / ВОЮЩИЙ ВОЛК

    Ты выключаешь свет и сидишь в одиночестве,
    пытаясь притвориться, что измучен;
    вздрагиваешь от звонка телефона,
    опрокидываешь еду на банкете,
    закрываешь глаза на самого себя,
    оставляя все это чахнуть.
    То ли это, что делает тебя счастливым ?
    То ли это, что приносит тебе радость ?
    Твои извинения такие траурные,
    глупый мальчишка.
    
    Ты берешь всю любовь и отбрасываешь ее в сторону,
    чтобы валяться в своей печали,
    ожидая, что каждый будет знать,
    что ты чувствуешь внутри себя,
    простит и забудет завтра ...
    Возращая свои долги с необыкновенной гордостью,
    но отрицая, что когда-либо занимал.
    То ли это, что делает тебя совершенным ?
    То ли это, что делает тебя свободным ?
    Но как долго ты это репетировал,
    или это - естественно для тебя ?
    
    Воющий волк из глубины твоего сердца овечки,
    ревущее пламя из глубины колодца,
    в бесконечном параде повторяющих стартов,
    но как долго он будет продолжаться -
    можешь ли ты сказать ?
    До тех пор пока твои друзья и любимые
    не устанут от твоих претензий ?
    Это произойдет слишком поздно,
    быстрее - разобраться,
    что ты действительно собой представляешь,
    и что - правда,
    и что - ложь ...
    Волк превратился в человека,
    раскаявшийся убийца.
    
    Воющая боль, но похоже, что она - удовольствие,
    воющая ярость, но похоже, что она - месть,
    воющая печаль, но похоже, что она - сокровище,
    твое сокровище в конце концов найдет тебя.
    
    Когда все твои друзья уйдут прочь,
    не желая играть с опасностью,
    что лежит в каждом злом слове, что ты произносишь,
    ты будешь брошен, седеющий волк у кормушки.
    И когда ты завоешь в последний раз
    и разрушишь все, что сможешь,
    с гнилыми зубами в высохшем рте,
    ты будешь брошен, одинокий человек.
    И когда конец будет близок,
    и ты поймешь это,
    настоящая печаль не уменьшится:
    никто не услышит твои крики, 
    они прозвучат как блеяние:
    ты думал, что ты - человек-волк,
    но на самом деле ты - всего лишь овечка.

    AUTUMN / ОСЕНЬ

    Итак, мы здесь, одни.
    Наши дети выросли и уехали отсюда.
    Говорят, что живут своей собственной жизнью ...
    Все это непонятно мне.
    
    Я не понимаю их путь:
    наши дети всегда изумляли меня,
    и я часто удивляюсь, зачем они печалят меня
    и делают преждевременно старым.
    
    Сейчас мы остались в пустом доме,
    все птицы должны улететь 
    из своих гнезд в чужие небеса.
    Мы брошены, за ненадобностью,
    хотя мы отдали нашим детям
    свою юность и всю свою жизнь -
    мы действительно попробовали сделать это.
    
    Сейчас здесь только моя жена и я;
    у нас была семья - сейчас ее нет,
    и только память сохранилась ...
    Все это кажется мне неправильным.
    
    Они глухи к нашей печали;
    и так быстро, как смогли,
    они оставили нас нашим слезам.
    Мы всегда пытались учить о том, 
    что такое хорошо - 
    да, мы дали нашим детям все,
    что смогли в наши годы.
    
    Итак, мы здесь, в конце концов ...
    Время идет так быстро,
    и также уходят мои мечты.
    Я просто не знаю, что все это значит,
    этот бестолковый разговор ночью,
    эта осень, эта прогулка у воды ...
    
    Интересно, как скоро наступит время,
    когда такую же песню
    запоют наши сыновья и дочери ?

    TIME HEALS / ВРЕМЯ ЛЕЧИТ

    Возвращаясь мыслями к прошлому,
    мне видится, что я мог лгать тебе, 
    ты же - нет, но я никогда не делал этого;
    в вечерней заре -
    нет продолжения.
    Занимаясь только написанием любовных песен,
    когда это ушло и умерло;
    только расплачиваясь словами:
    стрелы полу-забытых чувств.
    Я значю ...
    Я значил ...
    Я никогда не смогу внятно рассказать 
    как это было.
    
    Когда мы встретились в первый раз,
    я сказал: "Я уверен, что она - единственная",
    но я говорил сам себе потом то же, что и всегда.
    Время шло и наши шаги сплетались,
    ненаписанные строки туго затянулись,
    и я пытался найти способ сделать все это прочным ...
    В игре (пьесе) - что за работа ! -
    с течением дней все больше слащавости:
    Ты крепко держишь меня, 
    но держи меня подальше от себя -
    я делаю из себя мученика,
    т.к. боль и любовь идут рука об руку.
    
    И рука об руку идете ты и мой друг,
    ты - его, и я - твой,
    и я не могу держаться подальше от тебя;
    мои дни - сны, мои ночи - невидимы.
    "Я люблю тебя ! Я люблю тебя !" -
    я хотел бы, чтобы это был сон,
    но каждый шаг, что мы делаем,
    оставляет отпечаток.
    
    Раньше или позже целое разрушиться:
    ты оставишь его или я останусь здесь, один.
    В любом случае кто-то кого-то потеряет,
    но я не буду думать об этом,
    я только желаю знать,
    кого мы любим больше -
    да, похоже, - самих себя.
    
    Дни непонятны, ночью мы - незнакомцы,
    лежим в постели и лжем самим себе,
    мы не становимся ближе, чем танцующие вместе.
    Твои глаза изменились, твоя постоянная опасность,
    не видят мое лицо,
    и однако ты целуешь меня 
    и выдумываешь ответ на все вопросы,
    что носятся безответные, беспричинные -
    смерть в небе, смерть во времени года.
    Если ты оставишь меня сейчас,
    это почти что может меня убить.
    Помнишь меня ?
    Помнишь нас троих ?
    
    Со временем это кажется таким важным,
    мы идем прямо к крушению наших жизней,
    и сейчас это - всего лишь строки песни.
    Время лечит,
    время лечит -
    но я все еще терплю эту ношу.
    
    Возвращаясь мыслями к прошлому,
    мне видится, что я мог лгать тебе, 
    ты же - нет, но я никогда не делал этого;
    в вечерней заре -
    нет продолжения.
    Занимаясь только написанием любовных песен,
    когда это ушло и умерло;
    только расплачиваясь словами:
    стрелы полу-забытых чувств.
    Я значю ...
    Я значил ...
    Я никогда не смогу внятно рассказать 
    как это было ...

    ALICE (LETTING GO) / АЛИСА (ОТПУСКАЯ)

    Когда ты сказала, что любишь меня,
    у меня не было причины в этом сомневаться,
    потому я жил так эгоистично 
    и никогда не задумвался над этим.
    О, должен ли я отпустить тебя ?
    О, у меня был шанс, но я упустил его,
    хотя я любил тебя так сильно все эти годы,
    но что-то во мне, между моей гордостью и страхом,
    не могло найти способ показать тебе это.
    
    Я понимаю, что это не доставляет тебе никакой радости - 
    дарить мне такую боль,
    но ты с ним любите друг друга сейчас, мой старый друг,
    я знаю все об этом, нет нужды объяснять,
    но почему я должен говорить "До свиданья" ?
    когда я все также люблю тебя,
    и чувствуешь ли ты, что я умираю ?!
    Однако, все слова, что я сказал,
    кажутся неправильными,
    и ни одно из них не отрицает того,
    что ты уходишь с ним,
    и я остаюсь здесь, рыдая.
    
    Что толку в песнях !
    Они - лишь упражнения в одиночестве.
    Я должен был быть готов к этому -
    я всегда молился, чтобы ты не ушла,
    но, похоже, я всегда знал,
    что ты можешь ...
    
    Полагаю, что ты говоришь ему сейчас:
    "Я знаю, что когда-то ты оставишь меня",
    также как ты говорила это мне, и я отрицал это,
    но ты не верила мне.
    О, должен ли я отпустить тебя ?
    О, я не думаю, что смогу сделать это -
    ты всегда хотела быть стражем моей души,
    и у меня всегда будет часть тебя, что зовется моей,
    как же я был глуп, что не был готов к этому.
    
    О, я знаю, что никогда не отпущу тебя.
    О, потому что я не хочу быть всего лишь твоим другом.
    Мы провели вместе семь лет на нашем пути,
    я не могу поверить,
    что такое заканчивается так, как сегодня ...
    
    В любом случае,
    неужели ты действительно так думаешь, Алиса ?

    THIS SIDE OF THE LOOKING-GLASS / ПО ЭТУ СТОРОНУ ОТ ЗЕРКАЛА

    Звезды в небесах все также светят надо мной:
    но как прелестны были бы они,
    если бы ты была со мной.
    Но ты прошла сквозь зеркало,
    и я остался проводить эти ночи в одиночестве.
    
    Я потерян, я нем, я слеп,
    я полон печали, я утонул в безумии -
    волна накрыла меня, 
    зеркало отразило (оттолкнуло) меня,
    эхо твоего смеха прошло сквозь зеркало,
    и я - один.
    
    Нет дружбы, нет покоя,
    нет будущего, нет дома, 
    прошлое держит меня:
    ты - вся любовь, что я знал ...
    и без тебя я - ничто,
    кроме пустоты и тишины,
    отражающей все, что я потерял.
    Я позволил тебе ускользнуть слишком рано.
    
    Слышишь ли ты меня ?
    Это моя песня, я умираю: ты ушла.
    
    Этих слов недостаточно, чтобы спасти мою душу,
    они лишь дразнят меня из-за зеркала.
    Я замерз, и я тоскую,
    я говорю тебе, что я сгораю, 
    мои глаза не могут выносить свет ...
    как потерявшаяся собака ночью,
    я хромаю прочь.
    
    Мы творим свое будущее,
    но я потерял свое,
    я надеюсь на чудо,
    но не вижу знаков.
    
    Звезды в созвездиях,
    каждая печально мерцает и падает ...
    без тебя все равно они ничего не значат.

    BETRAYED / ОБМАНУТЫЙ

    Когда я начинал,
    я был полон альтруистическими мечтами,
    верил в принцев и принцесс, королей и королев -
    сейчас же я понял, 
    что они - обычные люди внутри, злые и гордые,
    так почему бы мне не быть таким же ?
    Похоже, я забыл все, что познал с таким трудом;
    похоже, что нет ни унции ( = 28,3 грамма ) любви и доверия
    нигде в этом мире.
    
    Друзья: все они - спрятанные ножи,
    что вонзаются в твою спину
    с местью, или злостью, или равнодушием,
    или просто от нечего делать -
    даже те, кто хочет быть другом тебе,
    готовы ударить тебя в живот,
    если в твоей руке зажата жемчужина.
    Похоже, ничего не осталось,
    кроме как ненавидеть и вожделеть
    в этом мире.
    
    Я больше не проклинаю - 
    я всего лишь обманутый.
    Это совершенно бесполезно -
    все мои усилия быть мягким и добрым
    были отплачены презрением,
    оскорблены симпатией, пустой добротой
    и любовью, не значащей ничего.
    
    Я заканчиваю с радостью и компанией,
    я завершаю с приятными словами,
    обманутый ...
    Нет убежища нигде в мире.
    Мне не за что бороться,
    кроме как за то, чтобы услышали мой гнев:
    Я НЕ ВЕРЮ НИ ВО ЧТО
    НИГДЕ В ЭТОМ МИРЕ !!!

    (ON TUESDAYS SHE USED TO DO) YOGA / ПО ВТОРНИКАМ ОНА ОБЫЧНО ЗАНИМАЛАСЬ ЙОГОЙ

    По вторникам она обычно занималась йогой,
    пока я сидел и смотрел ящик,
    уподобляясь растению,
    но всегда был готов сказать сам себе,
    что я - артист,
    подразумевая, что она - нет.
    
    Забавно, что жалость к себе 
    может подняться выше самоуважения -
    да, я был тщеславным принцем,
    и хотя я обманывал, я никогда не лгал,
    как будто этого было достаточно,
    чтобы сделать ее счастливой,
    как будто это удовлетворило бы все ее мечты.
    
    Слишком поздно сейчас говорить "Извини",
    слишком поздно говорить, что я могу измениться 
    и восстановить то, что я разрушил ...
    Ей не нужно было беспокоиться,
    она всегда знала, 
    что я приду к этому в конце концов.
    
    Сейчас я завязываю себя узлами,
    не зная, принесет ли мне йога что-нибудь хорошее.
    Близко время, когда я попробую,
    хотя я предпочел бы сидеть дома вдали от холода,
    изучая тантру -
    хотя я никогда не сделал ничего из того, что мог бы.
    
    Я никогда не занимался действительно стОящими делами,
    но, похоже, в них я смог бы найти ключи, 
    чтобы открыть себя;
    я мог бы сделать это с ее помощью,
    но я был слишком занят,
    хватаясь за каждое мгновение - 
    сейчас же я не понимаю,
    что я делал все это время.
    
    Иногда я играл дикого бродягу,
    иногда я был разбит целый день ...
    По вторникам она обычно занималась йогой,
    во вторник она ушла прочь.

    LOST AND FOUND / ПОТЕРЯННОЕ И НАЙДЕННОЕ

    (Даже волк может научиться,
    даже овца может измениться,
    даже лягушка станет в конце концов принцем.)
    
    Нет больше воображаемых инсультов
    и нет больше раздутой гордости -
    я увижу тебя на свадьбе,
    я увижу тебя с другой стороны,
    и я обрету мир навсегда,
    но я обрету также страсть ...
    Я буду держать дверь открытой
    и ждать принцессу -
    я могу сказать, что буду ждать мир,
    но когда-то это станет ясным - 
    я просто жду девушку.
    И, проходя сквозь кольцо перемен,
    я буду на своей стороне на единственной грани;
    потерянное и найденное,
    желая быть потерянным и найденным.
    
    La Rossa протягивает свои руки -
    в утреннем свете не видно стигматов.
    Она уже на ногах, строя планы;
    она думает, что, возможно, ему пора уйти.
    И она дружелюбна, как будто - в отдолжение,
    но она кружится вокруг его головы -
    хотя она знает, что она не будет больше его использовать,
    однако он чувствует как будто он восстал из мертвых.
    Вне холодного серого дневного света,
    никогда даже не удивляясь,
    конечно же,
    если одно мгновение настоящей страсти
    ценнее всей жизни в раскаянии.
    
    Так что нет больше пустых надежд
    и нет больше бесполезных угроз;
    нет больше "если только"
    и нет больше "и еще";
    нет больше надежд на будущее,
    нет больше отрицания прошлого.
    Я свободен в конце концов,
    я влюблен в конце концов,
    я потерян и найден.
    
    ... надень свое красное платье, малышка.
    Потому что мы уходим вечером,
    надень свои туфли на высоком каблуке.
    Все идет ... к лучшему ?
    

Перевод С.В.Петрушанко hammillru@mail.ru


Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024