Что такое меллотрон?

Автор: Сергей Петрушанко hammillru@mail.ru, статья опубликована в рубрике Филармония на сайте журнала Компьютерра.

Компьютерра

Этот рассказ можно было бы начать так: "Задумывались ли вы когда-нибудь, запустив очередной MIDI-файл и вслушиваясь в wavetable-овскую мелодию вашей звуковой карточки, откуда, собственно, взялась идея этого самого wavetable? Знакомьтесь: его аналоговый дедушка - меллотрон!"

Или так: "Представьте, что вы, воспользовавшись воображаемой машиной времени, попали в 1962 год. Компьютеры размером со шкаф, перфокарты... Цифровой звук? Зайдите-ка, батенька, лет через двадцать. Но ваш мозг тревожат воспоминания о замечательных звуковых карточках конца XX - начала XXI века. Обуреваемый навязчивыми воспоминаниями, вы собираете конструкцию из клавиатуры от фортепиано, каждая клавиша которой подключена к магнитофону с записью соответствующей ноты, например, скрипки. Поздравляю! У вас получился ... меллотрон!"

В любом случае, как бы я не начал эту статью, человеку, серьезно или не очень работающему с компьютерным звуком, не лишним будет узнать, что такое меллотрон и как он повлиял на звуковые карточки, обнаружить которые в наше время можно практически в каждом компьютере.

"Меллотрон...┘Хм," - скажет физик-ядерщик, - "да-да, что-то такое знакомое: циклотрон, синхрофазотрон... Ускоритель, что ли какой-нибудь?" - и он будет совершенно не прав. Потому что меллотрон - это...

Краткая история

Меллотрон, модель Mk IIМеллотрон - клавишный электронный музыкальный инструмент, широко применявшийся в 60-70-х годах. Каждая клавиша фортепьянной клавиатуры запускала воспроизведение пленки с нотой выбранного инструмента, записанной на магнитофонной ленте. Внешне меллотрон похож на фортепиано, на панели над клавишами которого чудак-изобретатель разместил кнопки и переключатели.

История меллотрона началась в 1946 году, когда канадский музыкант Гарри Чемберлин (Harry Chamberlin), играя на домашнем органе, решил записать на магнитофон свои произведения. После записи большая идея пришла в его голову: "Если я могу записать то, что играю, почему бы не создать машину, которая могла бы воспроизводить записи каждой ноты, которую я нажимаю?"

Вместе со своим сыном Ричардом он создал первый инструмент (модель 100) - прототип меллотрона, который, кроме набора различных инструментов, содержал также набор из 14 ритмов ударных. Инструмент, не мудрствуя лукаво, назвали чемберлином. 100-ю модель Гарри и Ричард изготавливали в своем домашнем гараже. Новый инструмент получил одобрение среди знакомых музыкантов и, вдохновленные этим успехом, отец и сын открыли в Апленде собственный магазин и начали производство 200-й модели. Новая модель собиралось уже не в гараже, а на фабрике чемберлинов. С 1960 года фабрика начинает выпускать 300-ю, а с 1962 года - 600-ю модель чемберлина, внешне похожую на домашний орган. Новая модель имела две клавиатуры, причем левая часть была предназначена для воспроизведения пленок ритмов ударных, правая - для различных музыкальных инструментов (от органа и скрипок до саксофона и флейты). Каждая клавиатура состояла из 35 клавиш, что, с точки зрения Гарри, было вполне достаточно для воспроизведения нот большинства музыкальных инструментов. В один инструмент можно было загрузить до шести наборов пленок на каждую из клавиатур, причем на 3/8-дюймовую магнитную пленку записывалось по три дорожки для каждой ноты каждого инструмента. Это позволяло музыканту выбрать из трех вариантов звучания наиболее подходящий.

Братья Норман, Фрэнк и Лесли БрэдлиВ 1962 году Чемберлины обращаются к опытному коммивояжеру Биллу Фрэнсену с просьбой помочь увеличить продажи инструмента. Изучив новую для себя область, Билл обратил внимание на несовершенство магнитофонных головок и механики чемберлина, а также на сложности с их производством в Канаде, и решил обратиться к Лесли Брэдли из английской фирмы Bradmatic Ltd. с заказом на производство конструкции из набора семидесяти воспроизводящих магнитофонных головок. После обсуждения со своими братьями Фрэнком и Норманом Лесли ответил, что они могут выполнить этот заказ. Братья были очень удивлены такой странной конструкцией, однако Фрэнк сразу же понял, что это - деталь какой-то хитрой музыкальной машины. Билл, объяснив им принцип действия чемберлина, поверг братьев в величайшее изумление, однако, на вопрос, сможет ли подобная музыкальная машина массово продаваться в Англии, они с энтузиазмом ответили "Yes!".

Фабрика по изготовлению меллотроновЧерез год, изучив пробный экземпляр, фирма Bradmatic Ltd. предложила Гарри Чемберлину продать технологию производства инструмента. Идея чемберлина перекочевала из Канады в Англию за довольно приличную по тем временам сумму 30 тысяч английских фунтов. Но, прежде чем начать производство, англичанам необходимо было решить довольно большое количество технических проблем, а также подготовить коллекцию нот музыкальных инструментов и ритмов. Кроме того, у братьев возникло множество идей по усовершенствованию чемберлина. Успешно решив проблемы, в 1963 году компания Mellotronics собрала первый меллотрон, модель М1.

Название "меллотрон" произошло от слов МЕЛОдия и элекТРОНика, плюс для "благозвучности" названия букву "Л" решено было удвоить.

Новый инструмент привлек внимание английских музыкантов, и вскоре меллотрон зазвучал на пластинках Beatles, Rolling Stones, Kinks, Moody Blues, Doors и других. Производство меллотронов стало массовым. Кроме самих меллотронов (разрабатывались все новые и новые их модели), компания Mellotronics продавала также наборы дополнительных пленок для них.

Как работает меллотрон

Разберемся теперь, как устроен и как работает меллотрон. На рисунке представлена принципиальная схема модели MkII.

Принципиальная схема меллотронаКаждой ноте (1) клавиатуры меллотрона соответствует магнитная пленка (5) шириной 3/8 дюйма и длиной 6 футов с записью соответствующей ноты какого-либо музыкального инструмента. Такая длина обеспечивает 8 секунд непрерывного звучания (при скорости воспроизведения 7,5 дюйма в секунду). Концы пленки прикрепляются к задней (11) и передней (12) стенкам меллотрона. Передняя часть пленки растягивается на W-образной конструкции из незакрепленных нижних роликов (6) и зафиксированного верхнего ролика (10). Нижние ролики присоединяются к дну инструмента с помощью пружины (7). Нажатие на клавишу (1) приводит к запуску воспроизведения пленки: резиновое колесико (9), прижатое к крутящемуся валику (2), перемещает пленку в накопительный отсек (4). Магнитная головка (3), к которой полозок (8) прижимает пленку, извлекает звук. При этом W-образная конструкция роликов (6) поднимается из нижней части меллотрона вверх. Когда нажатие на ноту прекращается, пружина (7) за очень короткое время возвращает пленку в исходное положение. Клавиша готова к следующему нажатию.

Модель MkII состояла из двух клавиатур, каждая из которых содержала по 35 клавиш, пленки содержали по три дорожки. В меллотрон можно было загружать пленки одного из 6 наборов. Таким образом:

2 клавиатуры x 35 клавиш x 3 дорожки x 6 наборов = 1260 записей нот

Итак, с помощью этой модели можно было воспроизвести 1260 записей нот! Кроме того, наборы пленок можно было менять; компания Mellotronics продавала их отдельно. Наборы пленок и дорожки можно было выбирать с помощью переключателей над клавиатурами меллотрона.

Одним из главных недостатков меллотрона был его внушительный вес - 100-150 килограммов.

На одном сайте мне довелось прочесть любопытное определение для меллотрона - "оркестр для бедных". Это не совсем верно: в то время меллотрон в зависимости от модели стоил от 1000 до 3000 английских фунтов - далеко не каждая группа могла позволить себе его приобретение. Дополнительные наборы пленок стоили от 50 до 200 фунтов. Существует мнение, что пленка достаточно необычной ширины (3/8 дюйма) использовалась для того, чтобы музыканты не могли сами изготавливать пленки на обычных магнитофонах, а покупали фирменные. Хотя сама компания отвергает эту гипотезу...

Кто и как использовал меллотрон?

Как уже говорилось выше, меллотрон привлек внимание многих известных музыкантов. Beatles были одними из первых, использовав этот инструмент в своей замечательной "Strawberry Fields Forever". Меллотрону мы обязаны необычным звучанием этой песни. Уже упоминались Rolling Stones, Kinks, Moody Blues, Doors...

В конце 60-х - начале 70-х годов в Англии возникает прогрессивный рок (в России его не совсем верно называют арт-роком). Идеи синтеза сложности классической музыки и богатства средств рока лежали в его основе. Использование меллотрона давало потрясающую возможность создания многоинструментальных произведений, не прибегая к помощи больших оркестров. Практически все группы прогрессивного рока использовали этот инструмент: Genesis, Jethro Tull, Van der Graaf Generator, Yes. Особенно следует отметить в этой связи группу King Crimson, в которой меллотрон и электрогитара стали главными музыкальными инструментами (речь идет о периоде 1969-74 гг.).

Меллотрон во многом определил развитие прогрессивного рока. Его характерный звук хорошо знают и любят фэны.

В 80-х годах место меллотрона в музыкальных студиях заняли цифровые сэмплеры, которые, подобно меллотрону, воспроизводили записанные ноты инструментов. Но сэмплер использовал не пленку, а оперативную память. А отсюда ≈ уже рукой подать до волновых синтезаторов современных звуковых карточек. Но это - уже совсем другая история...

Ссылки:




Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024