Данное интервью взял у Питера Хэммилла Марко Пассарелло (Marco Passarello). Опубликовано на новостном сайте L'Indro 20 января 2016 года. Автор перевода на русский язык - Микаэл Абазян (mikayelabazyan@yahoo.com).
Перепечатка и использование перевода этого интервью или же его отдельных частей возможны только в случае разрешения автора, переводчика и сайтов L'Indro и Русской страницы Питера Хэммилла и Van der Graaf Generator.
Мир академической музыки довольно редко уделяет внимание рок-музыкантам. Именно поэтому чрезвычайно знаменательным явилось решение совета Консерватории Николини в Пьяченце присвоить почетную степень одному из интереснейших артистов, работающих в этом жанре - Питеру Хэммиллу. В свои 67 лет он продолжает работать в составе группы Van der Graaf Generator, созданной в Англии в 1968 году и успевшей претерпеть не один распад с последующим воссоединением. Не достигнув заоблачного коммерческого успеха, сопутствовавшего другим группам, но будучи всегда глубоко любимым и уважаемым слушателями, коллегами и критиками (в 2004 году он уже был награжден премией Tenco), Хэммилл использовал свой красивый и чарующий голос и мульти-инструментальные способности на создание музыки и написание текстов в роковом ключе, непредсказуемых, глубоко личных и всегда стоящих в музыкальном авангарде. Время от времени, его музыка, как и группа, получает неожиданную поддержку от, например, ранних представителей панк-рока, или от Леди Гага, перед концертами которой звучат песни Хэммилла.
Церемония награждения проходила 16 января (в оригинале указана неверная дата - 17 января. Прим. пер.), через неделю после аналогичного события, посвященного Грегу Лэйку (это событие мы скоро будем освещать). По этому поводу Хэммилл под аккомпанемент на рояле дал короткий концерт, исполнив некоторые из его самых сильных песен, глубоко затронув души присутствующих в зале Консерватории. После концерта нам удалось взять интервью.
Вопрос: Питер, в 20 лет ты уже создал Van der Graaf Generator. Как ты попал в музыку?
Ответ: Свой первый музыкальный опыт я приобрел когда мне было лет десять-одиннадцать, когда я пел в церковном хоре. К четырнадцати-пятнадцати годам я уже серьезно интересовался музыкой, и даже пытался сочинять песни. Были они ужасными, но начало всему лежит именно там.
Вопрос: Во время церемонии вручения почетной степени, Эмилио Маэстри в своей речи сказал: "Хоть Питер Хэммилл и не имеет академического музыкального образования, у него есть дар делать то, чего не могут делать другие." Согласен ли ты с этим высказыванием?
Ответ: Нечто большее чем дар, я бы назвал это необходимостью делать то, чего не могут делать другие. Я чувствую необходимость идти туда, куда ведет меня музыка, а не передвигаться в более комфортную зону, в которой публика может и хотела бы меня видеть.
Вопрос: С помощью Интернета сегодня намного проще быть в контакте со своей аудиторией, хотя в то же время начинающим музыкантам в этих условиях, наверное, крайне трудно быть услышанным. Как ты думаешь, так ли это?
Ответ: Конечно, очень трудно. Думаю, это очевидно, что для таких, как я, работающих многие годы, выпустивших множество альбомов, легче найти свою аудиторию, а аудитории легче найти меня. Для начинающих же сегодня сделать все это очень и очень трудно. Интернет предоставляет немало удобств, но вместе с ними приходит также и шум, очень громкий шум. Осуществление какой-либо деятельности в Интернете подобно выполнению ее в комнате, в которой находится много людей, говорящих одновременно, причем громко и на разных языках. Так что да, все это очень сложно.
Вопрос: Значит, ты считаешь, что тебе сложнее было бы начинать в свои 20 сегодня?
Ответ: У меня не было бы ни единого шанса. Да, я пишу музыку для себя, но, если бы я решил сегодня начать музыкальную карьеру, шансы мои были бы равны нулю. Это объясняется тем, что я дебютировал во времена, в которые царил общий интерес к экспериментам, к созданию разных вещей, совмещения различных форм музыки. Сегодня это не так.
Вопрос: Тициана Албаси, муниципальный советник по культуре города Пьяченца, отметила, что твоя музыка отвечает нашей потребности в глубине. Сегодня музыка настолько вездесуща и настолько является чем-то само собой разумеющимся, что через нее становится очень трудно передать слушателю глубину.
Ответ: Да, сделать это сегодня намного сложнее, потому что диапазон внимания слушателя сузился, и публика особо не старается пытаться что-то сделать. Любая форма может быть глубокой, но именно публике нужно опускаться на эту глубину. Сейчас же мы живем в мире, в котором люди не готовы к этому, они не уделяют этому должного внимания. И, как я уже сказал, вокруг нас слишком много шума.
Вопрос: Как ты относишься к классической музыке?
Ответ: Сначала я был далек от нее, но в свои ранние двадцатые я уже интересовался всевозможными направлениями в музыке. Я люблю классику, начиная с далеких времен Пёрселла и вплоть до музыки современности, точнее, до начала двадцатого столетия. Одни из моих любимых композиторов - Лигети и Мессиан. Люблю и романтическую музыку, хотя мне бы хотелось вернуться во времени в поисках чего-нибудь более строгого.
Вопрос: В Италии немало средств выделяется на переиздание музыкальных работ из прошлого. Не уместно ли было бы сейчас осуществить сценическую постановку, скажем, такой твоей работы как "Падение дома Ашеров"?
Ответ: Думаю, что для этого потребуется слишком много денег и энергии. В моем будущем есть еще очень много новой музыки. К сожалению, я должен сказать, что время "Ашера" прошло.
Вопрос: Как бы там ни было, считаешь ли ты, что миры рок-музыки и академической музыки на сегодняшний день стоят ближе друг к другу, чем это было когда ты начинал?
Ответ: В дни создания Van der Graaf Generator, в учреждениях академической музыки на рок и джаз смотрели как на нечто ужасное. Я уверен, что сегодня в большинстве культур все предстает намного более открытым.
Вопрос: Твоя группа имела особенный успех в Италии. В чем причина, на твой взгляд?
Ответ: Нам крупно повезло попасть сюда во время, когда мы были готовы к Италии, а Италия была готова к нам. Мне кажется, частично еще и потому, что мы были, в каком-то смысле, очень мелодраматичной группой, и поэтому мы смогли сочетаться с мелодраматичной природой Италии.
Вопрос: Есть ли среди итальянских групп такие, которые тебе нравятся, или с которыми ты поддерживаешь дружеские отношения?
Ответ: Прошло уже много лет с тех пор, как я добровольно изолировался от мира музыки. Я уже практически не посещаю концерты, и даже не слушаю много музыки. Слушаю в основном классику и не слежу за новостями. Конечно же, есть представители британских и американских групп, с которыми я знаком уже многие годы, но пребывая вдалеке от сценического аспекта музыки.
Вопрос: Твоя музыка получила этикетку "прогрессив". Сохраняет ли этот термин свой смысл на сегодняшний день?
Ответ: Иногда этикетки бывают полезны, особенно в Интернете, который пытается утянуть тебя во всех направлениях. Они используются для того, чтобы указать людям путь. Однако я никогда не считал, что этикетка может определить суть музыки.
Вопрос: Три года назад в Пистое я увидел Van der Graaf Generator на той же сцене, где выступал Стивен Уилсон (Steven Wilson). Есть ли у тебя мнение об этом новом стиле прогрессива?
Ответ: Это здорово, что у такой музыки есть своя аудитория, и такое серьезное отношение Стивена к музыке меня приятно удивляет, как и его ощущение музыки. И было приятно, что он решил пригласить других музыкантов в свой тур. Это было подобно музыкальной регенерации.
Вопрос: Музыкант, который уж точно был "прогрессивным", это Дэвид Боуи (David Bowie), который скончался на днях. Работали ли вы над чем-либо вместе?
Ответ: Нет, мы никогда вместе не играли. Мы были знакомы уже в конце 60-х, но я не могу сказать, что мы были друзьями. Теперь я сожалею, что возможность сотрудничества была упущена. Безусловно, его смерть - большая потеря.
Вопрос: Мне кажется, Боуи оказывал какое-то влияние на тебя.
Ответ: Не думаю. Да, мы вышли из одной и той же эпохи, и у нас есть некоторые сходства. Например, мало кто из певших с британским акцентом и с такой драматической выразительностью нащупал что-то новое, пробуя разные способы представления. Очевидно, что между нами существует огромная разница в отношении к успеху и в других вопросах подобного рода. Но, я думаю, можно сказать, что существуют некие параллели.
Вопрос: Твой голос все еще так же прекрасен. Делаешь ли ты что-то специально для его сохранения?
Ответ: Нет, мне просто везет в этом вопросе. И он поет только когда я пою, что ныне происходит лишь несколько раз в году.
Вопрос: Готовишь ли ты что-то новое?
Ответ: Мы сейчас работаем над новым альбомом Van der Graaf Generator, который должен быть готов через пару месяцев, и уже позже в этом году будет выпущен. А потом уже будет и новая сольная работа. Будем двигаться вперед, в будущее!