Концерта Peter Hammill на Фестивале GAR 2011

   

  1. My Room
  2. Driven
  3. Siren Song
  4. Just Good Friends
  5. A Better Time
  6. The Mercy
  7. The Comet, The Course, The Tail
  8. Sitting Targets
  9. Patient
  10. If I Could
  11. Friday Afternoon
  12. A Way Out
  13. Stranger Still
  14. Again
   

Video:

Three Friends:





 
Достаточно сложно сказать, как я оказался на этом Фестивале. С одной 
стороны, этому предшествовала некая предварительная подготовка - покупка 
авиа и концертных билетов, заказ гостиницы, составление плана поездки и 
т.д. С другой - я до последнего момента не был уверен, что вообще 
окажусь в нужное время в Говее: слишком много было факторов, которые 
могли привести к полному (или частичному) отказу от поездки. Тем не 
менее, на второй день Фестиваля где-то после обеда (которого у меня не 
было) я, достаточно измотанный и нервный, оказался перед киноконцертным 
залом вышеозначенного события. Да, я пропустил и первый день Фестиваля, 
и дневную выставку-дискуссию, но эти события точно не входили в мои планы. 
Главная цель была - концерт Питера Хэммилла, завершающий весь этот 
Фестиваль.

Итак, я вывалился из такси перед зданием, на стене которого висел плакат 
с Питером Хэммиллом. И понял - я таки увижу это. К моему величайшему 
изумлению, конверт с моим заказанным ранее билетом лежал в кассе, правда, 
его несколько минут искали и даже попросили какой-нибудь ай-ди, т.к. не 
могли зафиксировать мою фамилию на слух. Прошел в зал. 

Первым выступали итальянцы Yugen. Послушал пару композиций, но понял, 
что все-таки надо пойти пообедать, т.к. на двух утренних кофейных 
булочках долго пробегать не смогу. Ведь впереди меня ждало столько 
интересного.

Спускаюсь к выходу, вопрос к контролю билетов - а где бы тут пообедать? 
Сочувствуют: все доблестные местные жители давно пообедали (на часах - 
полчетвертого), сейчас уже все закрыто, надо ждать до ужина. Встречный 
вопрос: а издалека приехали? После достаточно сложного ответа (где родился, 
где живу постоянно, где - временно, откуда в данный момент прилетел, потом 
поездом, где поселился, прежде чем взять такси и час ехать до Говеи, да 
и вообще - где официально я должен в данный момент находится, а где - 
т.е. здесь - нет) добрая билетерша говорит: ладно - пошли, я что-нибудь 
придумаю. Через три минуты отказываемся у закрытого кафе, стучит в дверь 
- хозяин и персонал кафе мило и не торопясь обедают. Меня сажают на 
стол, наливают супа, уходят готовить горячие сэндвичи с сыром. 
Удивительная простота и какая-то по-настоящему человеческая доброта! 
Вроде бы чисто простые действия, но сделано все так искренне, что 
хочется рыдать от умиления! Шутки - в сторону, я пишу это совершенно 
серьезно. Завершаю быстрый обед, расплачиваюсь и бегу. Вопрос от хозяина: 
у вас что, самолет? Нет, что Вы!, я бегу слушать концерт! 

Прибегаю в зал, минут 40 слушаю вторую половину концерта Yugen. В общем, 
ребята пытаются сделать инструментальный King Crimson 90-х годов с 
добавлением джазового саксофона. С интересом их послушал, но понял, что 
это - не мое. Достаточно сложная обертка с всякими рюшечками и 
фитюлечками, но внутри, под этим цветастым и пышным покровом никаких 
сокровищ нет - там лишь довольно простые, явные идеи, которые совсем 
нет нужды заворачивать и прятать так сложно. С другой стороны, идейно-то 
музыка близка мне... Так что могу сказать, что ребята - молодцы, идут 
правильной дорогой.

Перерыв на полчаса. А вот после него начался просто настоящий Праздник 
Духа! На сцене появляются Трое друзей (Three Friends), т.е. на самом-то 
деле их было пятеро, но всем, знакомым с творчеством группы Gentle 
Giant, эту команду, включающую в себя Gary Green и Malcolm Mortimore из 
оригинального состава, представлять не надо. Я всегда считал, что Gentle 
Giant - просто фантастичная, но совершенно недооцененная группа. И тут я 
убедился в этом еще раз. Я совершенно не мог себе представить, что 
сложнейшие вещи Гиганта можно так мощно и роково исполнять вживую! Я был 
полностью шокирован тем, что музыканты под предводительством Гари 
(эмоциональный и музыкальный центр коллектива) смогли сделать с такими 
закрученными песнями, как The Boys in the Band или Mister Class and 
Quality / Three Friends. Как же ощутимо они сталкивали мелодии и 
плели абсолютно фантастичный и восхитительный музыкально-вокальный 
узор!!! Я кричал вместе с ними грустные слова:

The world needs steady men like me to give and take the orders
Give and take the orders
Give and take the orders.

И много еще... Репертуар составляли главным образом песни и композиции 
из первого, до-попсового, периода творчества Gentle Giant - сплошь 
первоклассные шедевры творчества и истинного мастерства. Как же сильно 
мне хотелось, чтобы их выступление не заканчивалось, хотя они и 
смогли вложить в полтора часа просто массу эмоций и сил. 

Далее - перерыв аж на два часа до Главного событий вечера. Фестиваль 
проходил очень неформально, поэтому после выступления Друзей я остался в 
зале, поджидая Гари Грина, чтобы взять у него автограф и просто сказать 
немного добрых слов. Никто меня не выгонял из зала, и минут через 10 
к таким же как я фэнам спустился Гари. На мой прямой вопрос - а как насчет 
России, Гари с готовностью ответил, что готов ехать к нам с группой хоть 
прямо сейчас, но пока не было ни одного приглашения от наших промоутеров. 
Может, кто-нибудь когда-нибудь привезет к нам эту восхитительную группу? 
Она этого более чем достойна.

Поговорив с Гари, я уже было совсем собрался выходить на улицу, но тут 
заметил, что в зал тихонько зашел Питер Хэммилл, неся увесистый футляр 
со своей гитарой. Пока его никто другой не отловил, я поспешил к нему, 
чтобы сказать пару личных слов. Ни в коей мере не желая отвлекать 
Мастера от его дел, я скромно напомнил о своей персоне. Пожать его руку 
и обменяться несколькими фразами - что может быть лучше для настоящего 
фэна? Тем временем к Питеру уже подбежали организаторы, фотографы и иже 
с ними. Я поторопился удалиться, чтобы не мешать.

Чуть погулял по городку. Легкий, на этот раз более спокойный ужин с 
легким местным вином в том же кафе с приятной атмосферой добра.

Обратно в зал. Сидя в холле в ожидании концерна, услышал перебор клавиш 
фортепиано. Тихонько проскользнул в темный зал со слегка освещенной 
сценой. На ней - Питер Хэммилл, наигрывает мелодии своих песен и 
записывает программу концерта на листочек. Удивительные несколько минут, 
прикосновение к чему-то важному. Питер Хэммилл закончил репетицию, ушел 
за кулисы. Незамеченный (надеюсь) ушел и я.

За 10 минут до концерта сажусь на свое место. На сцене - гитара и 
фортепиано. Зал наполняется под завязку. В воздухе - очень странное 
напряжение, которое хочется потрогать рукой, настолько оно реально: 
ожидание, надежда, мечта... 

Выходит Питер Хэммилл и тут же - к фортепиано. Боже мой, КАК же он пел! 
Он как-то уже говорил, что к каждому концерту теперь относится так, как 
будто он - последний. Это действительно ощущалось. Он выкладывался на 
все сто. Отказ от курения очень благотворно сказался - конечно, его 
голос далеко не молод, но стал как-то по-особенному силен. А уж как 
его голос пробирает до самых глубин, понятно любому, слышавшего его 
вживую...

Как же удивительно он держал в напряжении зал - все как завороженные 
слушали его. Даже его тихий шепот был ясно слышан. Паузы внутри песен 
звенели концентрированной тишиной. Все просто боялись пошевелиться, 
когда он пел. 

Бессмысленно писать о концерте - он был просто восхитителен. Час и 40-45 
минут, из которых треть я просто не мог сдержать слез. С такой ощутимой 
силой иначе соприкасаться нельзя.

В сидел в предпоследнем ряду. Тем не менее, после основной части 
концерта, выйдя на первый бис, Питер Хэммилл оглядел зал, потом сказал 
ага!, показал на меня пальцем, сел за фортепиано и исполнил Stranger 
Still. Наверно, это хвастовство, но, должен сказать честно, для меня 
это было истинное счастье. Нет же, я не просил его исполнить эту песню 
- в моем представлении немыслимо обращаться с такой просьбой к нему. 
Однако была причина, по которой он исполнил эту песню с указанием на 
меня... 

Конечно же, после концерта я не мог не сказать ему спасибо лично, и с 
радостью сделал это. В ответ он лишь хмыкнул и слегка поклонился. Все 
было понятно без слов. Эти повторяющиеся слова - Entropy... a stranger, 
a worldly man - исполненные на самом пределе, в бесконечном многоточии, 
теперь навсегда будут жить внутри меня.


Ник




Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024