Статья Рикардо Альдарондо, газета "Диарио Баско" суббота, 28/07/2007.
Публикуется с любезного разрешения автора.
Перевод - Павел Кабаков специально для
Русской Страницы Peter Hammill и Van der Graaf Generator.
Исполнители: Питер Хэммилл (вокал, гитара, электропиано), Гай Эванс (ударные), Хью Бантон (клавишные). Дата: 26-7-2007. Место: Театр Виктория Эухениа. Присутсвовавшие: полный зал, 750 человек.
Русский, живущий в Валенсии и приехавший с виниловым диском под мышкой в надежде получить автограф. Барселонец, который не мог сдержать своих чувств, повторяя : "Я жду этого момента 32 года". Эта маленькая зарисовка иллюстрирует обстановку паломничества и преклонения, возникшую из-за редкой возможности живьём увидеть Ван дер Грааф Генератор - одну из самых легендарных групп нашего времени.
Как всегда, на концертах музыканты не дают слушателю расслабится. Его проверяют на прочность не только сложной структурой длинных композиций, но и нетривиальным построением программы. Концерт начинается с "Леммингов" - одной из самых витиеватых и мудрёных пьес. На сцене возникает вихрь энергии, бешенства, виртуозности, нежности и драматизма, который достигает пика мощности в грандиозном исполнении "Childlike Faith in Childhood's End".
За первые двадцать минут улетучился самый большой страх всех поклонников группы - страх, что отсутствие саксофониста Дэвида Джексона будет слишком заметно. No problem. Они осмеливаются исполнять вещи, в которых Джексон всегда казался незаменимым. У них есть на то средства. Во-первых, это клавиши Хью Бэнтона , единственного в своём роде: кроме партии бас-гитары, исполняемой на ножной клавиатуре (как у тех церковных органов, что он реставрирует), своими руками он в состоянии воспроизвести бОльшую часть саксофонных пассажей, не оставляя в стороне и собственных, кстати, весьма сложных, мелодий на органе и синтезаторе. Потом, гитара. Питер Хэммилл, с его своеобразной неуклюжей манерой игры, принял на себя добрую часть фоновых и сольных мелодий, не впав при этом в подражательство. И, наконец, чудо за ударной установкой - Гай Эванс и его особенное звучание на ничейной земле - между джазом и роком, которое в этом составе стало ещё более заметным. Но всё это ничто, без постоянного диалога между тремя участника спектакля.
Питер Хэммилл с его сверхъестественным голосом - это ещё одно удивительное явление. Он в состоянии доходить в пении до крика и хрипа посреди дикого звукового взрыва (в эти моменты понимаешь, за что легендарные персонажи панка, как Джонни Роттен и Марк Смит, так им восхищаются) и через секунду переходить на вкрадчивый шёпот и создавать драматические мгновения тишины, заставляющие зрителей почувствовать себя буквально висящими в воздухе. "Still Life", в одной из лучших из предложенных на сегодня версий, была в этом отношении незабываема.
Кроме новых песен, обещающих большое будущее Ван дер Грааф Генератору, были исполнены легендарные пьесы, такие как "In The Black Room" и финальный фейерверк с "Meurglys III", наполненным напряжёнными импровизациями, "The Sleepwalks" с сюрпризами, апофеоз в "Man-Erg" и на бис "Scorched Earth".
Оглушительная овация. Нескончаемый рёв и аплодисменты, десятки и десятки "браво", звучавшие под сводами театра, не оставляли сомнений в том, что группа может оправдать любые, самые смелые ожидания.