Впечатление от Концерта Peter Hammill 27 июля 2001 года, состоявшегося в Нюрнберге, Германия

Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru.



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Господа! Это Впечатление не столько описывает сам концерт Мастера (который, собственно говоря, описать просто невозможно - нет слов!..), сколько различные обстоятельства его посещения, мелкие и незначительные ощущения и переживания автора от поездки в Нюрнберг и прочие интересные автору реминисценции. Если Вас интересует только сухая информация (различным Истинным Коллекционерам Хэммилла, с которыми мне неоднократно приходилось дискутировать, в т.ч. и на страницах Гостевой книги, эта заметка будет неинтересна), пожалуй, Вам не стоит это читать. Воспользуйтесь кнопкой "Back" Вашего браузера. Остальным же - sorry за излишнюю многословность, подкрепленную изрядной малосодержательностью...



Примечание.

Фото с этого концерта, сделанные мною, можно увидеть в рубрике Фотографии.





All of us pilgrims!             

Однажды, холодным апрельским днем, мое дорогое начальство обрадовало меня тем, что в июле месяце мне предстоит месячная командировка в порядком уже поднадоевшую швейцарскую Женеву. Радости мне сия новость не добавила, только лишь сильное огорчение: на июль у меня было совершенно другие планы... Да и приятного в Женеве летом мало: жара, дорогие гостиницы, разъехавшийся по отпускам нужные люди, а вместо них - толпы студентов, которые норовят пристать со своей очередной проблемой (которая обычно сводится к тому, что не на том месте стоит запятая в их замечательной программе). В общем, сплошные неприятности. Попытка перенести командировку на месяц-два раньше/позже успехом не увенчалась. Ну, что ж поделать, придется ехать (кандидатскую то как-то дописывать надо!)

Потихоньку шли вялые сборы, получение приглашений, виз, билетов, прочие формальности... И тут (как мощные звуковые колебания от молнии среди ясного неба) доходит до меня со всем известного сайта Sofa Sound приятнейшая информация: никто иной как Питер Хэммилл собирается дать концерты в конце июля в Германии в рамках какого-то там Bardentreffen festival! Опаньки!

Быстрая рекогносцировка по карте показала, что Нюрнберг (а именно там были запланированы два концерта) не так то и близок к Женеве, как того хотелось бы. Однако от Москвы-то он гораздо дальше! Мои приготовления к поездке пошли гораздо более бодрыми темпами, чем раньше.

Итак, 3 июля я - в Женеве. Ворох работы поглотил меня на какое-то время, но я не забывал и про наведение справок насчет Нюрнберга. Однако...

Короткое лирическое отступление. Как вы думаете, сколько наше дорогое Министерство науки и промышленности платит своим откомандированным на европейские просторы физикам? Вы заблуждаетесь... Гораздо меньше...

Тем не менее, на Хэммилла я съездить был ДОЛЖЕН. Ok, задача - попасть в Нюрнберг с минимальными затратами. В среднем автобусы в Европе дешевле поездов и (тем более) самолетов. Однако, как мне любезно сообщили, женевская автобусная станция не осуществляет маршрутов в Германию. Отпадает.

Попытка найти народ, который ехал бы машиной на концерт Хэммилла из Женевы (или через нее) ни к чему не привела. Вариант путешествия автостопом, конечно же, хорош, однако без опыта подобного способа передвижения рисковать не попасть на концерт мне не хотелось.

Оставалась только железная дорога. Прямого рейса до Нюрнберга из Женевы не оказалось, надо было ехать минимум с 2 пересадками. В конечном итоге, мне удалось разработать оптимальный маршрут, первая часть которого начиналась ранним утром в Женеве и заканчивалась в 4 часа дня в Нюрнберге. Билет был куплен, оставалось лишь ждать и договориться об отсутствии меня на работе с пятницы по субботу (был у меня вариант съездить на все три концерта с 27-ого по 29-ое, но пришлось о нем забыть - первое возражение: лишние деньги на гостиницу - см. Короткое лирическое отступление, второе: время, которого всегда не хватает.)

Утро 27 июля выглядело многообещающе - совершенно ясное небо, ожидающее ночующее за Альпами Солнце. В 6 утра городской автобус, идущий до Корнавина (Cornavin - женевский ж/д вокзал) отправил меня в путь.

Через 20 минут я уже стоял на платформе, ожидая электричку до Базеля. В этом старом городе на севере Швейцарии мне предстояла пересадка на поезд до германского Карлсруэ, откуда - вновь электричкой до Нюрнберга.

Подлетела электричка (она шла от Женевского аэропорта), я залетел в нее и мы улетели куда-то вдаль.... Почти в буквальном смысле - улетели. Как известно, поезда в Европе ходят очень быстро, по 200-300 км/час. Электрички исключением не являются, они просто ходят и останавливаются почаще.

Ехал я, естественно, вторым классом (потому что не было третьего :-( ), однако комфортность езды заставляет лишь мечтать, что когда-нибудь, в далеком будущем, в России все электрички будут такими же... Поезд летел почти беззвучно (стука колес не было практически никакого) и очень мягко. Окрестности весьма радовали мой взор. Огорчало лишь одно - уж слишком въедливые швейцарцы охладили вагон (с помощью кондиционера) градусов до 10-12. Я, конечно же понимаю, что приятно после жаркой улицы (ночью - 21-23, днем - до 30-35) войти в такие ледяные просторы, но ехать в них 3 часа (именно столько надо, чтобы доехать до Базеля) - бр-р-р-р-р, это, извините, немного слишком... Ну, ладно, к счастью у меня был с собой свитер.

Окрестности, открывающиеся из окна электрички, были просто потрясающие! Особенно при утреннем розоватом свете. Вначале электричка ехала вдоль Женевского озера - потрясающие виды! Затем, мы (я с электричкой) отправились прочь от него, в сторону Германии. Местность была горная, очень много красивых ущелий, скал и т.д. Несколько раз на пути попадались симпатичные старинные замки, пристроившиеся на склонах гор. Ну и прочие строения далекой старины смотрелись замечательно. Особенно заинтересовало меня не столь далекий от Женевы городишко Нью-Шатель (что-то типа Новый Замок) - с очень симпатичным замком и окружающими его домами. Надо как-нибудь в будущем побывать там.

Соответствовала архитектуре и природа (ну, эт, скорее, наоборот): было до сумасшествия красиво, когда поезд пробрался в очень узкое ущелье, по дну которого протекает маленькая горная речушка (она, наверно, и выдолбила это ущелье на протяжении многих лет). Справа - каменная стена на расстоянии вытянутой руки, слева - склон, поросший деревцами, в общем, потрясающая картина. А потом - шмыг в туннель...

Ну, затем пошла более равнинная местность, и электричка прибыла в Базель, который стоит на самой границе Швейцарии с Германией, проходящей, кстати говоря, по реке Рейн. До моего поезда до Карлсруэ оставалось еще полтора часа. Ну что там можно увидеть в этом городе за такое короткое время? Я обежал привокзальное пространство, зашел в старинный костел, ну, вот и все, уже пора бежать на поезд!

Следующий поездом была не просто электричка, а европейский поезд. Немного покомфортнее и + 6 франков за то, что это не электричка (отдаю их скрепя сердце - но, к сожалению, между Швейцарией и Германией электрички не ходят). В этом поезде пересекаю границу. Таможенников не обнаружил (появились они только на обратном пути).

Через полтора часа выбрасываюсь в Карлсруэ и БЕГОМ пересаживаюсь на электричку до Нюрнберга. Поезд опоздал на 3 минуты (хваленая немецкая точность, блин!), а разница между поездом/электричкой - всего 9 минут! Ну, ничего, к счастью успел быстро сориентироваться в незнакомом пространстве и попасть на нужную платформу.

Еще 3 часа езды, и в 16.15 я - в старинном городе Нюрнберг (ему более 1000 лет). После почти 10-часового путешествия как-то мне было не очень... Все-таки тяжело большие пространства таким образом преодолевать.

Бегом - искать место концерта. У меня имелся некий очень грубый план города + указания устроителей фестиваля (я с ними списался по e-mail-у до концерта) как найти St.Katarina - место проведения Хэммилловского концерта. Короткая рекогносцировка - и через 15 минут я у St.Katarina! Пришлось, правда, по дороге один раз спросить, где эта самая St.Katarina - оказалось, что я прямо перед ней и стоял.

Итак, что же такое St.Katarina? Это костел, построенный черт знает когда - аж в XIII веке! В 1945 году, в самом конце войны американцы очень сильно бомбили Нюрнберг. Кстати говоря, достаточно необоснованно и жестоко... Очень сильно пострадал исторический центр Нюрнберга. Его после войны понемногу восстанавливали, однако церковь Святой Катарины не стали трогать - как эхо войны. У St.Katarina просто слегка подправили стены - а крышу восстанавливать не стали. Так и стоит она: снаружи - старый костел, внутри - ... ну, в общем, то, что иностранцы называют open air - открытое пространство. Стены без крыши, в общем. Довольно давно здесь стали проводить концерты - классика, джаз, а вот и Питер Хэммилл. Кстати: он здесь раньше выступал, а когда давал на сайте анонс этих концертов, написал: "Grand piano in a ruined church, as far as I know.." (рояль в разрушенной церкви, насколько я знаю). Точно!

Ok, St.Katarina я нашел, до концерта еще было два часа, что же делать до этого? Конечно, было бы классно побродить по городу, но я хотел поберечь силы до концерта (а то и так уже был переполнен впечатлениями!) Зайдя в близлежащее кафе, я наскоро перекусил. Гулять мне больше не хотелось, и я решил вернуться к St.Katarina и дождаться концерта, сидя на скамеечке в прилегающем сквере.

Дойдя до St.Katarina, я обнаружил активизацию сотрудников этого самого Bardentreffen festival (кстати, до сих пор не знаю, что это такое). Подойдя к ним и поинтересовавшись насчет концерта, я узнал, что концерт Хэммилла будет здесь и что двери в "зал" откроют за полчаса до представления. На мой осторожный вопрос: а здесь ли уже Хэммилл? мне сказали что да, он уже приехал.

Ну, а через 10 минут я смог убедиться в этом сам! Поскольку Хэммилл начал самолично проверять тот самый "grand piano", а заодно и настраивать гитару с собственным голосом. Хэммилловскую стилистику и саунд сложно спутать с чем-нибудь еще... Благодаря отсутствию крыши снаружи было неплохо слышно, что происходит внутри. Да уж, мне повезло не только попасть на концерт, но еще и на его репетицию!

До концерта было еще больше часа, а к церкви уже начал подтягиваться народ (я, кстати, оказался одним из первых). Сидя на ступеньках перед дверью, мы вели неспешный разговор. Народ был самый разный: очень милая немецкая семья (муж и жена) лет 30, англичанин с женой-француженкой, который был на концерте Генератора еще в 1973 году, поляк и швед (я с ними успел списаться еще до концерта), который захватил с собой индийца, с которым он вместе работает. Наконец, подошли главные фэны - Koen Vyverman, пара знакомый мне по интернету немцев, Dagmar 41 и т.д. Разговор шел очень разнообразный, в числе прочего обсуждали статью в местной газете, в которой был по дружески нарисован Хэммилл сражающийся с какими-то там олицетворениями Зла (я не понял точно, какими - ну что-то типа Невежества, Глупости и т.д.). Карикатура, кстати, было очень добрая. Хэммилл на ней очень мило выглядел.

А потом ко мне еще подошел какой-то мужчина и сказал: "а ты случайно не из России?" Оказалось, что это русский физик, который работает уже несколько лет в Германии. Он узнал меня по фото на моей странице! О как! (Кстати, я не понимаю, как по той фотографии трехлетней давности, вывешенной на О странице, можно узнать меня сейчас.)

Двери открылись, и вся толпа вошла в церковь без крыши. Да... Необычное местечко... На сцене стоял большой черный рояль (как и обещали!), гитара, аппаратура. Пространство церкви - не такое и большое, что-то типа 30 на 30 метров. Сидячих мест, естественно, не предполагалось, зато можно было подойти к самой-самой сцене и наблюдать за игрой Хэммилла с расстояния пары метров. В конечном итоге на Хэммилла пришло человек 600-800.

Ровно в 19.00 (на этот раз немцы не подвели!) на сцену вышел один из организаторов и, по-видимому, поприветствовал собравшихся (ну не знаю я немецкого!) и, опять же - скорее всего, объявил выход на сцену Питера Хэммилла. А "Питер Хэммилл" - он и на немецком "Питер Хэммилл"!

А потом был концерт...

Ну, что тут можно сказать... Как будто вы не знаете, как Хэммилл может выкладываться на концертах! В общем, сложно ЭТО описать словами. Скажем так - это был очень круто! Короче - это был 100-процентный Хэммилл, который не щадил ни себя (в плане энергии, которую он вкладывал в свое выступление), ни аудиторию (с каким удовольствием он терзал струны у своей гитары!)... Ну, мастер, он и есть мастер! Что тут еще сказать?..

Начав в тонкой фортепианной The Siren Song, Питер перешел к середине песни к достаточно бойкой импровизации. Далее последовала серия очень лиричных и мягких Just Good Friends, Nothing Сomes, Vision и A Better Time.

После этого он встал из-за рояля и, приняв заслуженные аплодисменты, взял в руки гитару. По улыбке, пробежавшей по Хэммилловскому лицу, можно было понять, что все еще только-только начинается. И - правда! Быстро поднастроив инструмент, мастер выдал ТАКУЮ мощную Comfortable! Чувствовалось, что издевательство над струнами было исключительно приятно для него. Далее были более спокойные Shingle Song, If I Could и Time For A Change. Затем - снова очень мощно - Patient (ну как же без нее?). В конце этой песни (на мой взгляд) Хэммилл во время очередного взлета слегка надорвал себе голос, потому конец Пациента оказался слегка смазанным (повторяю - так показалось мне; я говорил после концерта с другими фэнами - они утверждали, что ничего такого не заметили).

Опять сев за рояль, Хэммилл сыграл Autumn. Сделал он это как-то весьма нетрадиционно, так что я не смог, к сожалению, найти полного контакта с этой песней. И не я один - народ потом выдвинул предположение, что это произошло из-за того, что было лето, довольно жарко, а в песне речь идет об осени, дожде, увядании :-)

Далее все вернулось на круги своя: Bubble, A Way Out, Stranger Still и Traintime были типично Хэммилловские.

В целом концерт проходил довольно бодро: народа, хотя и было немного, но поддерживали Хэммилла неплохо. Хэммилл шутил с залом. Например, готовясь к очередной песне, он заглянул в какой-то листочек (видимо, составленный им до концерта список песен) и глубокомысленно сказал: ну и что же тут у меня дальше? После чего объявил следующую композицию.

Другой забавный момент: когда Хэммилл предварял одну из песен небольшим словесным вступлением, концентрируясь на том, о чем он будет сейчас петь, на сцену поднялся нагловатого вида фотограф и, встав в боевую стойку, приготовился снять Питера, поющего что-то там под гитару. Реакция Хэммилла была потрясающая: прервав свои слова, он обернулся к фотографу и сказал: Excuse me, b-b-b-u-u-t.... (Извините, но...) Фотографа как ветром сдуло! И после этого он уже не пытался фотографировать и, видимо, совсем ушел из церкви.

Концерт заканчивался, Хэммилл отыграл гитарную Afterwards на бис и удалился (предупредив, что больше на бис петь не будет, поскольку мы его еще можем увидеть в воскресенье - ах... отнюдь не все...).

Ну, я не был бы я, если бы успокоился, просто послушав Хэммилла... Он скрылся в какой-то двери за стеной. Ну, была-не-была, после того, как утихли рукоплескания, я поднялся на сцену и, миновав рояль и гитару, направился к открытой двери. Навстречу мне вышел тот самый немец, который объявлял Хэммилла. Мужик, - говорю я ему, - дай у Хэммилла автограф взять. Ну, он как-то подозрительно на меня смотрит. Пришлось пустить в ход тяжелую артиллерию: Я, блин, приехал, понимаешь, из самой России специально, дабы полицезреть Хэммилла, а ты тут стоишь как истукан! Так (ну или почти так) увещевал я сего гражданина. Слова "from Russia" произвели на него потрясающее действие! Он повернулся к собравшемуся за дверью (с Хэммилловской стороны) народу и сказал, что типа тут человек из России приехал на Хэммилла! На что народ внизу (там после двери была небольшая лестница вниз), человек так 20, одобряюще зашумел. А архитектуру задверного пространства я увидел, пока в процессе всего этого пробирался туда. Этот мужик мне сказал: ok, но только подожди, пока он приведет себя в порядок. И правда - Хэммилла среди собравшихся внизу не было. Хорошо. Через минуту появляется Хэммилл и в своей неподражаемой манере говорит собравшимся: "ok, guys, ну и что же мы будем делать сейчас?" (сказано это было очень колоритно и скорее напоминало фразу из песни; тут же мне пришло в голову название его нового альбома What, now?) Видимо, у них какая-то вечеринка ожидалась после концерта. А ему в ответ - подожди, вот тут к тебе человек, ты вначале с ним разберись. Ну, этим человеком был я.

Подхожу к Хэммиллу, прошу его дать мне автограф, протягиваю обложку And Close As This... (я ее из Москвы захватил), говорю (пока он подписывает), что приехал из России, возможно он знает мой сайт Russian Peter Hammill / VdGG Page. Он удивляется, отвечает, что знает; а что, это твой сайт? Ну да, мой - отвечаю. И говорю, что мы в России его уже давно не видели, и очень ждет с новыми концертами + у нас очень много ваших поклонников и т.д. Он отвечает - давно уже собираюсь, но все никак не получается (Помните, как он "приехал" Москву в 1999-ом? Пригласившие его люди не смогли заказать зал! Лабухи какие-то! - С.П.), надеюсь, ближе к концу этого года приехать в Москву. Thanks большой, приезжайте скорей. Далее он протягивает мне руку, которую я благополучно жму и, попрощавшись, удаляюсь восвояси.

Думаю, вам не надо объяснять, в каком состоянии я был после этого! Хэммилл (это по нему видно, да и многие другие, общавшиеся с ним, говорили) - очень мягкий и открытый человек. На сцене он может вытворять черт знает что, переливаясь от тончайшей лиричности до мощнейшей бури, но в жизни он - очень добрый и интеллигентный человек.

За что я все таки очень уважаю Хэммилла - то, что он всегда в своей музыке делает только то, что ему нравится. Четко видно, что ему плевать на продаваемость его мало-(или даже без-)доходных дисков. Он делает то, что ему нравится сейчас, не заботясь о том, что будут об этом говорить, и сколько людей это купят. Может, именно из-за этого у него и получаются такие замечательные вещи?

Ухватив свой автограф и тут же купив рядом с церковью новый компакт Хэммилла (What, now? - кстати, всем очень советую!) я отправился вместе с группой известных мне по e-mail-овской переписке людей в близлежащий итальянский ресторанчик. Фотки с этой встречи (а также фото с концерта) вы можете найти в Дневнике Коэна Вивермана, на этой же странице вы видите снимок, сделанный им (я - второй слева), размещаю его здесь с его любезного разрешения.




Следует отметить, что фестиваль одним Хэммиллом не ограничивался - после ресторанчика мы подошли к какой-то старинной башне, рядом с которой группа из Шотландии исполняла нечто полу-народное полу-кельтское. В соседствии с соответствующим окружением это смотрелось забавно.

Постепенно народ стал разбредаться по гостиницам. Тут уж и мне пришлось задуматься о прозе жизни... Первая электричка для возвращения в Женеву была в 4.43 утра следующего дня, что же мне делать до этого? Гостиницы, я, естественно, не заказывал, надеялся провести ночь на вокзале, по приезду же оказалось, что вокзал ремонтируют и реально скамеек как таковых там не было. Ночью по городу в одиночку бродить я не решился, поскольку мне совсем не нравились подозрительные группки из явно не-немецкого населения, по всей видимости, приторговывавших травкой, в обильности бродившие (и шумевшие) на улицах. До и группы из бритоголовых ребят, слишком уж напомнившие мне "наци" из наших фильмов (ну что тут поделаешь - немцы...) также не добавили мне спокойствия. Посему в где-то полвторого я вернулся к "руинам" ремонтируемого вокзала, вблизи которого наблюдалась хоть какая-то нормальная жизнь (и работающие закусочные) и бродил по его полуразрушенным окрестностям до прихода электрички, борясь со сном всему доступными средствами. В душе у меня творилось черт знает что - уж больно резкий переход от взрыва чувств на концерте к пустоте улиц и разгромленности вокзала...

Об обратном пути рассказывать не буду: ничего интересного не было. К счастью, мне удавалось совершать все пересадки без проблем и не проспать станции пересадок. Приехав в 4 дня в Женеву, я тут же завалился спать и благополучно провел во сне до позднего вечера, после чего был вынужден вернуться к своей непосредственной работе...

Конечно же, я очень жалею, что мне не удалось остаться на концерт Хэммилла, который состоялся на том же месте через 2 дня. Питер выступал поздним вечером, говорят он был гораздо энергичнее, чем 27-го числа, да и трек лист этого концерта заставляет меня тяжко вздохнуть... Сплошные шедевры!

Рояль:
My Room
Too Many Of My Yesterdays
Easy To Slip Away
Touch And Go
Bubble

Гитара:
The Comet, The Course, The Tail
Been Alone So Long
Central Hotel
Ophelia
Amnesiac


Рояль:
The Lie
Unrehearsed
Faculty X
Still Life


На бис (просто голос!):
Again


Особенно много споров среди интренетовской (и не только) общественности вызвало исполнение The Lie. В разрушенной старинной церкви, в воскресенье, такие слова, как

Incautious laughter after confession.
Benediction - fictional fear.
Hidden faces... Grace is a name,
like Chastity, like Lucifer, like Mine.


Неосторожный смех после исповеди.
Благословение - фальшивый страх.
Скрытые лица... Милосердие - такое же слово,
как Целомудрие, как Люцифер, как Я.


Некоторые посчитали это чуть ли не святотатством: "И как же Хэммиллу не было страшно петь ТАКОЕ в ТАКОМ месте в ТАКОЙ день?!! И ему не страшно?!"

Но Ложь остается Ложью даже в церкви... И, по-моему, все как раз таки было на своих местах. Кроме, к сожалению, одного: меня не было там... Многое бы я отдал сейчас, чтобы оказаться на этом втором нюрнбергском концерте.

Но, в любом случае, ощущений и восхищений от концерта 27 июля 2001 года во мне осталась масса! Кто знает, когда в следующий раз мне удастся побывать на концерте Питера Хэммилла, не говоря уже о том, чтобы взять автограф, поговорить и пожать руку того человека, Музыка и Слова, да и сама Личность которого для нас - это НЕ ПРОСТО ТАК...


Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2017